Главной сенсацией оперного сезона признан "Воццек" Большого театра
Распределение призов «Золотой маски» почти не вызывает вопросов. Что говорит о наличии единых стандартов в экспертной театральной средеCезон для музыкального театра был насыщен премьерами, но среди них почти не было событий. Потому приятной неожиданностью оказалось наличие бесспорных лидеров в трех из четырех разделов музыкальной программы. И жюри во главе с Петром Поспеловым не стало придумывать искусственной интриги.
Награду за главную сенсацию оперного сезона – «Воццека» Берга в Большом театре – получили режиссер Дмитрий Черняков и дирижер Теодор Курентзис. Казалось, что победоносный тандем создал и лучший спектакль. Но по театральным стандартам нельзя было оставить беспризовой оперу Мариинского театра «Женщина без тени» Рихарда Штрауса. Сам Гергиев как дирижер давно взял конкурсный самоотвод, но его персональную удачу зачли как совокупность заслуг с режиссером Джонатаном Кентом, хотя успеху спектакля не способствовала вялая патока происходившего на сцене.
За гармонию всех театральных составляющих неожиданно ответил мюзикл – «Мертвые души» в постановке Екатеринбургского театра музыкальной комедии: в лучшем спектакле сезона отмечены музыка Александра Пантыкина, дирижерская работа Бориса Нодельмана и режиссура Кирилла Стрежнева.
Иржи Килиан, наконец поставленный в России, принес ожидаемую победу Театру имени Станиславского и Немировича-Данченко в балете. Тщательно уравновесив все интересы, жюри не нашло возможным отметить реанимацию великого «Лебединого озера» Горского – Мессерера, удачно проведенную Михайловским театром. «Мирлифлор» костромского «Диалог данса» и голландцев Ури Ивги и Йохана Гребена, поставивших «Песню не про любовь» для «Провинциальных танцев», наградили за то, что они были «как все» в этом бессобытийном для современного танца сезоне.
Драматическое жюри под руководством Алексея Бартошевича охватило наградами почти максимальное количество спектаклей. Самая предсказуемая победа – у «Дяди Вани» Римаса Туминаса. Свою первую «Маску» Туминас получил за лучший зарубежный спектакль, показанный в России («Маскарад»), теперь – за российский. Многие были уверены, что награду за лучшую мужскую роль получит и Сергей Маковецкий, сыгравший заглавную роль. Но жюри остановило свой выбор на Игоре Гордине, который соревновался сам с собой за роли в спектаклях «Кроткая» и «Медея». Решение оказалось в пользу «Кроткой», где сложная роль оставляет странное ощущение легкости: как говорят музыканты, хорошо ложится на руку.
Премии за лучшую женскую роль и за лучший спектакль малой формы получили корифеи – Ольга Яковлева («Обрыв») и Петр Фоменко («Триптих»). Лучшим художником по свету стал Дамир Исмагилов («Гамлет» Александринки), неизменно соревнующийся в этой номинации с Глебом Фильштинским. Лучшей художницей по костюмам – Мария Трегубова, создавшая визуальный образ спектакля Дмитрия Крымова «Тарарабумбия». Обласкан был «Изотов» Александринского театра – «Маски» достались Андрею Могучему за режиссуру и Александру Шишкину за художественное решение.
В конкурсе «Эксперимент» у жюри был широкий разброс – от поисков необычной формы и сценического языка («Тарарабумбия» и «Гвидон» в «Школе драматического искусства») до актуального, документального содержания («Час восемнадцать», посвященный гибели в тюрьме Сергея Магнитского). Предпочтение жюри оказалось на стороне чистого искусства – оперы Александра Маноцкова «Гвидон».