Лечебные горки
На протяжении почти всего 2010 года лекарства в аптеках дешевели: помогли заработавшее госрегулирование цен и скопившиеся у поставщиков запасы. Но в 2011 г. цены на многие препараты вырастутК ноябрю 2010 г. цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарства (ЖНВЛП) в аптеках снизились на 2,71%, в госпитальном сегменте – на 2,54% по сравнению с январем, подсчитали чиновники Минздравсоцразвития. Аналитическая компания DSM Group посчитала только данные за октябрь, но и в них динамика похожая: в октябре 2010 г. по сравнению с декабрем 2009 г. цены на лекарства в рублях были ниже на 0,8%, в долларах – на 2,7%. В крупнейшей в стране аптечной сети «36,6» с декабря 2009 г. цены на ЖНВЛП (в сети продается 1512 препаратов из 7701, включенного в утвержденный Минздравсоцразвития список) снизились на 13,02%, передала через представителя гендиректор сети Валерия Солок. В «Ригле» (2-е место по выручке по итогам 2009 г., рейтинг «Фармэксперта») важнейшие лекарства (1807 позиций) с января по декабрь 2010 г. подешевели на 9,7%, указал через представителя гендиректор сети Андрей Гусев.
Главная причина – вступившее в силу с 1 апреля госрегулирование цен на лекарства из перечня ЖНВЛП, объясняет гендиректор сети аптек «Здоровые люди» Алексей Батулин. Максимально разрешенные цены на такие препараты с 1 апреля определяются по формуле: предельная цена производителя (ее регистрирует Минздравсоцразвития) плюс предельные оптовые и розничные надбавки (их устанавливают регионы). Регулирование по задумке Минздравсоцразвития должно позволить не допускать кратного увеличения цен и спекуляций на фармрынке, как это произошло в 2009 г. Тогда за девять месяцев (с октября 2008 г. по июль 2009 г.) цены выросли на 21% (все лекарства, данные DSM Group). Представители аптечных сетей объясняли это подорожание девальвацией рубля.
Но подешевели в этом году и препараты, цены на которые государство не регулирует. В «36,6» с декабря 2009 г. цены на лекарства, не входящие в список ЖНВЛП, снизились почти на 4%, говорит Солок. В «Ригле» в течение года лекарства отечественного производства не из перечня в среднем подешевели на 10%, стоимостью менее 100 руб. – на 14%, а стоимостью менее 50 руб. – на 21%, говорит Гусев. Правда, в сентябре – октябре цены пошли было вверх: по данным DSM, за эти два месяца прирост составил 1,2%. Это повышение было кратковременным и связано с сезоном простудных заболеваний, но сейчас препараты снова дешевеют из-за их большого запаса у дистрибуторов, говорит Батулин. «Поставщики создавали сток к сезону простудных заболеваний, но в этом году эпидемии не было. В результате, чтобы сократить склады, дистрибуторы снизили цены для аптек, а розница – для покупателей», – рассказывает он. Дистрибуторы действительно демпингуют, чтобы выполнить план к концу года, подтверждает топ-менеджер дистрибутора: летом продажи лекарств провалились, в августе – сентябре поставщики закупили у производителей больший объем лекарств под сезон, но он не состоялся, в итоге компании вынуждены распродавать остатки по низким ценам. Товарный запас на складах дистрибуторов увеличился из-за «ряда факторов», передал через представителя гендиректор фармдистрибутора «Протек» Алексей Молчанов (каких, он не называет): в результате усилилась ценовая конкуренция, что привело к снижению цен. Сейчас же ситуация и с ценами, и с запасами в целом соответствует сезону, добавляет он.
Лекарственный передел
Начиная с января Росздравнадзор принимал документы на регистрацию. К середине февраля ведомство зарегистрировало цены только на 20 препаратов и отказало в регистрации четырех, говорила тогда врио руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова.
В результате зарегистрировать цены в срок удалось далеко не всем производителям. К 1 апреля не были зарегистрированы цены на множество популярных брендов – например, средства от насморка ксимелин, отривин, также длянос, противодиарейный имодиум, отмечает аналитик «Фармэксперта» Николай Беспалов. Опоздание с регистрацией привело к перераспределению долей продаж, продолжает аналитик. Некоторые единичные наименования были выведены из ассортимента «36,6», потому что производители не успели зарегистрировать на них цены, подтверждает Солок.
В аптеках выросло предложение других средств в близкой ценовой категории на основе того же действующего вещества. Например, нишу ксимелина, отривина и дляноса заняли тизин ксило и називин; нишу, которую прежде занимал имодиум, поделили имодиум плюс (не включен в список ЖНВЛП), лопедиум и лоперамид, посчитал «Фармэксперт» по просьбе «Ведомостей».
Дальше – вверх
Но в 2011 г. лекарства будут дорожать, обещают эксперты. В основном за счет роста цен на препараты, не вошедшие в список ЖНВЛП, говорит директор аналитической компании Segedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов: производителям придется потратиться на внедрение принципов GMP (good manufacturing practice, международные стандарты качества производства, перейти на них российские фармпредприятия обязаны к 2014 г. – «Ведомости»), а также на создание новых препаратов.
Цены в аптеках могут вырасти и из-за перехода аптек на общую систему налогообложения (с 1 января 2011 г.), говорила ранее исполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» (объединяет 18 сетей) Елена Неволина. Сейчас многие аптеки платят единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и единый социальный налог (ЕСН) – 14% от фонда оплаты труда. С 1 января большинству из них придется платить налог на прибыль (20%), на имущество (2,2%), на добавленную стоимость (18%), а вместо ЕСН – страховые взносы (34%). Это приведет к резкому увеличению налогового бремени и ухудшению экономического положения фармацевтического рынка, прогнозирует Солок. Чтобы компенсировать расходы, аптекам придется поднять цены на лекарства* на 5 процентных пунктов, т. е. их средняя наценка вырастет с 29,8 до 34,8%, говорила ранее Неволина.
«Ригла» уже разработала комплекс мер противодействия снижению рентабельности, говорит Гусев: например, сокращение операционных затрат, управленческих издержек за счет перевода регионов на филиальную систему, маркетинговых акций, расширение линейки собственных торговых марок (СМТ, что приведет к повышению маржи по данной категории товара). Сеть «36,6» к 2013 г. планирует достигнуть соотношения лекарственного и нелекарственного ассортимента 50 на 50 в выручке, довести долю высокомаржинальных товаров под собственной торговой маркой в общем объеме продаж до 32%, что позволит увеличить гросс-маржу до 37%, говорит Солок.