Налоговая мощность
Транспортный налог с 2011 г. может быть снижен вдвое, владельцам автомобилей мощностью менее 150 лошадиных сил и вовсе не придется его платить. Так правительство намерено компенсировать рост цен на бензинМинфин предлагает снизить все ставки транспортного налога в два раза, рассказал вчера директор департамента налоговой политики ведомства Илья Трунин. Кроме того, регионы получат право отменять налог на легковые автомобили мощностью до 150 л. с., добавил он. Ставки акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла при этом предложено повышать на 1 руб. в 2011, 2012 и 2013 гг.
Ранее Минтранс предлагал полностью отменить транспортный налог, а взамен повысить акцизы на топливо. Эффективность транспортного налога сомнительна, объясняет его сотрудник, – налог никак не связан с частотой использования автомобиля: человек, садящийся за руль раз в месяц, платит столько же, сколько автомобилист, ежедневно выезжающий на дороги. Замена транспортного налога повышением акцизов, по его словам, позволила бы автовладельцу оплачивать лишь то количество топлива, которое он израсходует.
Ставки транспортного налога регионы устанавливают сами. К примеру, в этом году в Москве владельцу автомобиля с двигателем не более 100 л. с. придется платить по 7 руб. за 1 л. с., от 125 до 150 л. с. – 30 руб., свыше 250 л. с. – 150 руб. В Санкт-Петербурге – 22, 35 и 150 руб. соответственно. Налог полностью зачисляется в бюджеты регионов. В 2009 г. было собрано 62 млрд руб., говорил ранее начальник отдела Минфина Алексей Сорокин.
Доходы от акцизов на нефтепродукты централизуются на счетах федерального казначейства, а затем распределяются между регионами в зависимости от километража дорог в субъектах, напоминает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. По словам Трунина, дополнительные поступления от повышения акцизов на топливо составят 80 млрд руб. в 2011 г., в 2012 г. – 105 млрд руб., в 2013 г. – свыше 105 млрд руб. При этом часть этих доходов может быть перераспределена в пользу федерального бюджета, сказал Трунин, какой будет пропорция, пока не решено.
Минтранс предлагает распределять доходы от акцизов не в региональные бюджеты, а в дорожные фонды – региональный и федеральный, говорит чиновник Минтранса: эти деньги будут тратиться на ремонт и содержание дорог. Эта схема работает во многих странах и наши перевозчики, покупая бензин за границей, где в его стоимость входит акциз, финансируют содержание и ремонт их дорог, а на российские нет денег ни у государства, ни у регионов, рассказывает он. Надеемся, что и у нас схема, когда пользователь инфраструктуры оплачивает ее содержание, заработает, замечает он.
Повышение акциза на 1 руб. приведет к росту цены на бензин с 2011 г. на 4,8–5,2%, дизельное топливо подорожает на 6,2%, подсчитал аналитик «Кортеса» Михаил Турукалов (см. таблицу).
Возможные льготы по налогу на транспорт никак не компенсируют такое удорожание топлива, уверен лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. «В нашей стране миллионы людей, эксплуатирующих машины мощностью свыше 150 л. с., и это далеко не «феррари» и «ягуары», – говорит он. – Это немецкие, американские и японские машины среднего класса (в Японии редко производятся машины мощностью меньше 150 л. с.), т. е. машины в ценовой категории от $10 000–20 000, машины представителей среднего класса, а не богачей».
Зато среди собираемых в России автомобилей немногие обладают двигателем с максимальной мощностью свыше 150 л. с. «У нас производятся автомобили Fiat, но это в основном малолитражки и коммерческие автомобили, ни те ни другие не нуждаются в моторе свыше 150 л. с.», – рассказывает представитель «Соллерса» Зоя Каика. Мощный двигатель имеют автомобили марки SsangYoung: самые слабые комплектации внедорожника Rexton II и мини-вэна Rodius оснащены двигателем 2,7 л – 165 л. с., более дорогие версии еще мощнее, добавляет она. Мощность двигателя автомобилей Lada тоже меньше 150 л. с. В ближайшее время «АвтоВАЗ» не планирует выпускать машины с двигателями мощностью от 150 л. с., говорит представитель компании.