Назад в будущее
Минтранс предлагает вернуться к прежней системе содержания и строительства дорог – из дорожных фондов. Это очень коррупционный способ, считают в Минфине, да и денег для фондов взять негдеМинтранс направил в правительство предложение воссоздать дорожные фонды, заявил вчера министр Игорь Левитин. Подготовить эти предложения президент поручил в начале декабря, объясняет помощница Левитина Светлана Крыштановская.
Опыт финансирования дорожной отрасли через специальные фонды у России уже есть. В 1991 г. Верховный cовет РСФСР принял закон «О дорожных фондах» (см. врез). В 2001 г. Федеральный дорожный фонд ликвидировали – правительство перешло на систему прямого финансирования. Отмена налога на пользователей дорог с 1 января 2003 г. положила конец региональным фондам.
«Случаев, когда расхищали дорожные фонды, великое множество, – вспоминает чиновник Минфина, – это очень коррупционный сектор, кормушка региональных чиновников». В начале 2000-х по обвинению в хищении денег из дорожных фондов под арест попали замгубернатора Иркутской области Сергей Воронов, министр дорожного хозяйства Калужской области Виктор Буров, вице-губернатор Смоленской области Юрий Балбышкин. Ликвидировали фонды с большим трудом, противодействие регионов было колоссальное, вспоминает сотрудник Минфина.
Средства дорожных фондов иногда расходовались нецелевым способом, признает Крыштановская, но их ликвидация привела к хроническому недофинансированию и проблемам со строительством новых дорог: «В 2000 г. государство тратило на дороги 2,9% ВВП, а в 2005 г. – 1,1%».
Минтранс предлагает создать дорожные фонды на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Они должны аккумулировать средства на строительство, ремонт и содержание дорог общего пользования, объясняет Крыштановская: в 2009 г. на это только на федеральном уровне ушло 328 млрд руб., а в 2010 г. выделяют 274 млрд. Дорожные фонды дадут возможность заключать 12-летние контракты (время до первого ремонта дороги) на строительство и обслуживание трасс, радуется Левитин, сейчас такие контракты не могут быть длиннее трех лет.
Источниками доходов федерального фонда станут импортные пошлины на автомобили и шины, НДС от продажи импортных машин, прочие неналоговые доходы, продолжает Крыштановская: плата грузовиков тяжелее 12 т за проезд по дорогам общего пользования; отчисления придорожных магазинов, кафе и заправок; плата за установку рекламных конструкций и размещение коммуникаций на полосе отвода. Из фонда могут выделяться федеральные деньги для «Автодора» на строительство платных дорог, полагает Крыштановская.
Региональные фонды Минтранс хочет наполнить за счет транспортного налога, акцизов на топливо, НДС от продажи топлива, шин и произведенных в России автомобилей, а также 8,3% налога на прибыль, продолжает Крыштановская, а в муниципальные фонды будут направлять половину земельного налога, платы за аренду земли и часть платы граждан за ЖКХ.
В ближайшее время у президента будет совещание по дорожной тематике, на нем и обсудят предложения Минтранса, говорит сотрудник администрации президента.
Идея заслуживает проработки, лаконичен чиновник аппарата правительства.
Минфин против, утверждает его чиновник: «Налогов, которые могли бы зачисляться в дорожные фонды безболезненно, нет». Идея Минтранса несет риски, согласен руководитель департамента Минэкономразвития Сергей Беляков: «Например, риски недофинансирования других статей региональных бюджетов».
По Бюджетному кодексу увязывать конкретные источники доходов с конкретными расходами нельзя, напоминает министр экономического развития Тверской области Сергей Аристов, но идея Минтранса ему нравится: становятся понятны источники и объемы финансирования дорожного хозяйства. В 2010 г. на строительство, ремонт и содержание дорог потратят около 2 млрд руб., или 6% областного бюджета, рассказывает Аристов. Регионам денег на дороги не хватает особенно, признает Крыштановская: «В 2009 г. доходы региональных бюджетов от налога на прибыль, транспортного налога и акцизов на топливо составили, по прогнозу, 332 млрд руб., а потребность регионов в средствах на дорожное хозяйство – более 1 трлн».
Денег не хватает, поэтому задумка с дорожными фондами может оказаться удачной, полагает партнер юридической фирмы «Нерр» Илья Рачков, в 1990-е гг. фонды были дискредитированы, но это не значит, что содержание дорожной отрасли через подобные фонды заведомо неправильно.
Через фонды контроль за этими деньгами будет легче и эффективнее, считает бывший начальник ГАИ Владимир Федоров.