Российские чиновники не стесняются носить часы за $1 млн
Российские чиновники не стесняются носить часы за $1 млн. И формально упрекнуть их не в чем: кодекса служебной этики госслужащих в России не существует до сих порВладимир Путин, как известно, несколько раз дарил свои часы народу. В августе в Туве он пил чай с местным чабаном и подарил его сыну на память о чаепитии часы Blancpain, сняв их со своей руки. А в сентябре в Туле на встрече с местными рабочими слесарь Виктор Загаевский попросил премьера: «Подарите что-нибудь!», рассказывает спецкорреспондент «Коммерсанта» Андрей Колесников, присутствовавший при этом разговоре. Премьер поднял руки: мол, что же вам подарить, у меня ничего нет, – и некстати обнажил часы. Тут рабочий и просиял: «Часы можно, а?» Путин опешил, но снял с руки часы – и опять Blancpain – и отдал рабочему. «Я точно такие же подарил сыну пастуха в Туве, – вздохнул он. – Мне они очень нравились. Купил вторые». В октябре Путин отправился с визитом в Китай, и Колесников внимательно посмотрел на часы на руке премьера: «Это были, как мне показалось, все те же Blancpain, которые он, видимо, полюбил всей душой». Часы Blancpain, Leman Aqualung Grande Date, в которых Путина запечатлел фотограф «Ведомостей», согласно часовому каталогу Wristwatch Annual 2009 стоят $10 500.
В какой-то момент мы осознали, что в фотобанке «Ведомостей» скопилось значительное количество фотографий российских чиновников, на которых отчетливо видны их часы, и решили написать статью об этом, определив их цену. Журналисты «Ведомостей» не претендуют на славу Папараццо из фильма Dolce Vita, и потому наши фотографы не получали заданий непременно сфотографировать крупным планом часы того или иного чиновника: те из них, кто попал в кадр, и стали героями этой публикации. Все фотографии сделаны фотографами «Ведомостей», что позволяет нам быть абсолютно уверенными в их достоверности и отвергать предположения (как пытались делать некоторые герои этой статьи), что это фотомонтаж. Цены на часы мы взяли из каталогов Wristwatch Annual за 2004–2009 гг. (Abbeville Press Publishers, New York – London), там указаны рекомендованные розничные цены для американского рынка, или в компаниях-производителях.
Самые популярные
Путин не всегда любил часы Blancpain, носил он и Patek Philippe. На известном снимке, где он показывает тогдашнему главе «Транснефти» Семену Вайнштоку новый маршрут нефтепровода в обход озера Байкал, на его руке именно они. Patek Philippe, оказывается, полюбились не только Путину.
Например, президент ВТБ Андрей Костин носит часы Patek Philippe, Sky Moon, их цена согласно каталогу – $240 800. У первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева на руке Patek Philippe, Chronograph Annual Calendar ref.5960, стоимостью $78 800, а у министра транспорта Игоря Левитина – Patek Philippe, Perpetual Calendar ref.5159, за $74 800. Глава президентской администрации Сергей Нарышкин носит более скромные Patek Philippe – за $29 700, а у председателя комитета Госдумы по международным делам Константина Косачева часы той же марки за $16 100. Другая популярная марка – Breguet. Президент Дмитрий Медведев носит часы Breguet, Classique Moon Phase, которые стоят $32 200. Часы Breguet министра финансов Алексея Кудрина и главы Сбербанка Германа Грефа вдвое дешевле, чем у президента. Согласно Wristwatch часы Кудрина стоят $14 900, а Грефа – $14 200. В самых дорогих часах этой марки на публике появился предправления «Газпрома» Алексей Миллер – на его руке Breguet, Classique Grande Complication Tourbillon, ценой в $112 100.
«Не хотелось бы разглашать имена наших клиентов, но признаем, что в России их много, – говорит менеджер по связям с общественностью Montres Breguet Ноэми Вюгер. – Среди них довольно известные люди».
Другая любимая марка российских госслужащих – Ulysse Nardin. Часы этой марки носит вице-премьер Дмитрий Козак, их цена в каталоге – $15 900; цена часов главы «Роснанотехнологий» Анатолия Чубайса – 20 500 швейцарских франков, самарского губернатора Владимира Артякова – $22 800.
Гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов сфотографирован в Rolex за $31 500, часы этой марки и у губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, их цена в каталоге – $27 000.
Миллион за часы
Самые дорогие часы из числа тех, что удалось сфотографировать «Ведомостям», – у руководителя столичного стройкомплекса, заместителя мэра Москвы Владимира Ресина. У него на руке DeWitt, La Pressy Grande Complication. Сотрудник компании-производителя, опознавший часы на фото, говорит, что их стоимость – 1 044 800 швейцарских франков (без учета налогов). У Артякова тоже есть часы DeWitt, Academia Tourbillon Differentiel rose gold, но они дешевле ресинских – 225 000 швейцарских франков (без учета налогов). Его предшественник Константин Титов (сейчас он сенатор) носит более скромные часы – Eberhard & Co за $6500. Сотрудник штаб-квартиры швейцарской марки Montres DeWitt говорит, что часы их марки пользуются большой популярностью среди чиновников и в этом году было продано 1050 часов.
У Ресина есть и еще как минимум один часовой раритет – GreubelForsey Double Tourbillon 30° (их стоимость – $360 000 в корпусе из белого золота или $425 000 в корпусе из платины, говорится в Wristwatch Annual за 2008 г.).
На руке президента Чечни Рамзана Кадырова часы Bovet. В офисе компании сообщили, что это модель Fleurier Minute Repeater в корпусе из белого золота 18 карат, но цену не назвали. По мнению главного редактора журнала «Часы» Александра Ветрова, розничная цена на эту модель в Америке может быть около $300 000.
Подарок Друга
«Обычно дорогие часы приобретают члены королевских семей, знаменитости, звезды шоу-бизнеса, – отмечает Элизабет Доэрр, старший редактор часового каталога Wristwatch Annual. – Чиновники составляют не такую уж большую долю в общем объеме покупателей дорогих часов».
Неделю назад «Ведомости» отправили запросы оказавшимся на фотографиях людям с просьбой прокомментировать, почему они выбрали часы именно этой марки, когда и где они были куплены. Лишь несколько прокомментировали запрос. Козаку и Росляку часы подарили. Козак передал через помощника Илью Джуса, что эти часы – подарок близкого друга на день рождения; сколько они стоят, сам Козак не знает. Джус уверяет, что этот друг не имеет никакого отношения к служебной деятельности вице-премьера и никогда не обращался к нему с какими-либо просьбами. По словам Леонида Браткина, руководителя пресс-службы Росляка, часы в январе этого года столичному чиновнику подарила дочь на юбилей – 55 лет. До этого у него были хорошие часы японского производства. По словам помощника Чемезова, глава «Ростехнологий» – «человек скромный» и предпочитает часы российского производства. Несколько лет назад президент Путин подарил ему часы «Президент», и Чемезов их постоянно носит. А есть ли у шефа часы Rolex, помощник не знает.
«Годовой доход министра, ежегодно им декларируемый, позволяет делать крупные покупки», – передала ответ Левитина его помощница Светлана Крыштановская. Задекларированный доход министра за 2008 г. – 20,6 млн руб. Став министром в 2004 г., Левитин продал принадлежавшие ему акции компаний и теперь получает доходы от процентов по банковским вкладам, объясняла ранее она. Остальные отказались отвечать на вопросы «Ведомостей» либо просто их проигнорировали. С представителями Кадырова связаться не удалось. «Вопрос [про часы] некорректный, он касается личной жизни премьера», – заявил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. В том же духе высказался и сотрудник аппарата губернатора Санкт-Петербурга: «Валентина Ивановна [Матвиенко] комментирует рабочие вопросы, а это из серии шоу-бизнеса».
Кодекс не писан
«Дорогие часы на руке чиновника – это вызов населению страны, где 17% живут ниже прожиточного минимума», – считает партнер ФБК Игорь Николаев. Но сегодня, продолжает он, единственное ограничение для госслужащих записано в статье 575 Гражданского кодекса (она действует с января 2009 г.): «лица, замещающие госдолжности», не могут принимать подарки, стоимость которых превышает 3000 руб., «в связи с исполнением ими служебных обязанностей». Чиновник всегда объяснит, что это личный подарок, никак не связанный с его работой, отмечает Николаев, демонстрация дорогих часов, считает он, противоречит элементарным нормам этики. Но эти нормы не разработаны до сих пор. В августе 2002 г. Путин издал указ об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих. По нему чиновник должен «воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении должностных обязанностей», но ничего конкретного этот указ не предлагает. В марте 2009 г. Медведев издал указ «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы госслужбы в 2009–2013 гг.», где предлагается сформулировать нормы служебной этики для чиновника к 2013 г. «Так что до 2013 г. чиновники и менеджеры госкомпаний могут беспрепятственно носить на публике часы за миллион долларов», – заключает Николаев.
«В Америке к выбору аксессуаров, часов относятся очень внимательно, – говорит Сабина Челнокова, представитель агентства Propaganda GEM, продвигающего люксовые бренды. – Например, Барак Обама носил недорогую модель часов TAG-Heuer Series 1500 Two-Tone Divers за $3000–6000. А перед выборами поменял ее на недорогие часы американского производства. На Западе люди на государственных должностях не носят очень дорогих вещей».