Регионы в кризисе
Кризис усилил социальное неравенство регионов. Правительство заливает его деньгамиХотя кризис привел к падению экономической активности и доходов населения по всей стране, их «центры притяжения» не изменились, сделали вывод аналитики «Уралсиба» на основе статистики и собственных расчетов. Регионами-лидерами по-прежнему остаются Москва и Тюменская область: хотя в них живет 10% населения, на долю этих двух регионов приходится более трети российского ВРП, 21% розничного товарооборота, 24% промышленного выпуска, 28% строительства, порядка 50% экспорта и импорта, 19% прямых иностранных инвестиций. Доходы на душу населения в этих двух регионах вдвое выше среднероссийского показателя.
По уровню доходов Москва лидировала еще в советское время: в 1985 г. доход москвича был в 1,4 раза выше, чем в среднем по стране. К 1995 г. разница возросла до 3,3 раза, к 2000 г. – до 3,5 раза, после чего начала сокращаться – до 2,2 раза к 2008 г. Из-за кризиса расслоение снова стало расти – разница в доходе составила 2,6 раза. Но в Москве и самая большая дифференциация доходов: доход 20% самых богатых москвичей в 21 раз больше, чем 20% самых бедных, тогда как в среднем по России этот разрыв составляет девять раз (в Тюмени – 12).
По данным Росстата, за январь – апрель (более поздних региональных данных еще нет) доходы населения в России снизились на 0,4%, в Москве выросли на 5,5%, в Тюмени – на 6%. Это не самый большой прирост: например, в Туве он превысил 12%, в Адыгее – 20%. Наибольшее сокращение доходов произошло в регионах, где сосредоточены предприятия обрабатывающей промышленности и добыча неэнергетических природных ресурсов: в автопромышленном Петербурге спад доходов превысил 12%, на добывающей золото Чукотке – 15%.
Накануне кризиса правительство обещало повышать зарплаты в госсекторе и пенсии и вынуждено обещания выполнять – этим объясняется рост доходов населения в бедных регионах, где доля госсредств в доходах населения традиционно высока, говорит главный экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров. У роста доходов москвичей другая причина. Росстат включает в состав доходов продажу валюты, которая, как только рубль начал укрепляться, возросла: в мае чистая продажа валюты населением составила $1,1 млрд. Примерно 40% этой суммы приходится на Москву, говорит экономист ЦМАКП Игорь Поляков. В начале девальвации, в октябре – декабре 2008 г., на долю Москвы пришлось 64% прироста валютных вкладов (505 млрд руб. из 788 млрд руб.). Средний класс – а он сосредоточен в столице – сумел заработать на разнице курсов, делает вывод Поляков.
«Зоны риска» – национальные автономии Кавказа, Поволжья и Крайнего Севера, где к невысокому уровню жизни кризис добавил высокую безработицу, пишут эксперты. Например, в Ингушетии без работы почти каждый четвертый, указывает Тихомиров. Государство вынуждено заливать растущее неравенство деньгами, чтобы оно не привело к политической дестабилизации, констатирует он. Разбалансировка уровня доходов населения гораздо опаснее для экономики, чем недофинансирование строительства дорог или недовложение в высокие технологии, указывает сотрудник аппарата правительства. В бюджете-2010 доля соцрасходов превысит 70% совокупных расходов (против примерно 40% в среднем за последние годы). Трансферты регионам из федерального бюджета за пять месяцев возросли на 53% к такому же периоду прошлого года, а их доля в доходах регионов выросла с 13,4% до 21,8%.
Стимулировать экономическое выравнивание регионов федеральный центр должен в части обеспечения конституционных прав граждан (на образование, бесплатное медицинское обслуживание), считает кировский губернатор Никита Белых. В остальном центр должен стимулировать сильных, например за счет передачи налоговых доходов – по налогу на прибыль, НДС. Увеличение доли регионов в налоге на прибыль (с 17,5% до 18%) пока им не сильно помогло: по итогам января – мая сальдо прибылей и убытков компаний упало вдвое, почти настолько же сократились поступления налога на прибыль в региональные бюджеты.
Экономический спад всегда стимулирует выравнивание региональных доходов, рассуждает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Богатые регионы проседают, тогда как бедным падать особо некуда. Коэффициент бюджетной обеспеченности, необходимый при расчете размера дотаций регионам, повышается с 0,58% до 0,7%, говорит Климанов; чем выше уровень коэффициента, тем меньше разрыв в доходах регионов.