Колесо фортуны
Бывший военный Александр Начевкин начал торговать велосипедами, чтобы прокормить семью. Затем его компания «Веломоторс» стала производить велосипеды, а потом и скутеры. К прошлому году оборот компании достиг 2,8 млрд руб.Скутерами Начевкин начал заниматься в 2007 г. «Ездили на выставки в Китай и на Тайвань, искали предприятие, которое могло бы стать эталоном», – вспоминает он. Впечатлила китайская Qianjiang Group (QJ – крупный производитель скутеров и двигателей к ним). В 2007 г. «Веломоторс» заключила с QJ эксклюзивный договор. «Со скутерами у нас произошла та же история, что и с велосипедами: просчитав расходы, мы решили перенести производство в Россию», – делится предприниматель. По его прогнозам, при обновленном оборудовании, работе 11 месяцев в году, пятидневной рабочей неделе и односменном графике «Веломоторс» сможет выпускать до 180 000 скутеров в год (в 2008 г. компания продала около 30 000 завезенных скутеров, а в 2006 г. – 6000). Сейчас специалисты QJ обучают рабочих и инженеров жуковского завода, корпорация поставляет двигатели и помогает «Веломоторс» закупать комплектующие.
До начала 90-х гг. Начевкин окончил Харьковское танковое училище и Академию бронетанковых войск. «А потом решил уволиться», – рассказывает Начевкин. Жил в Москве с женой и двумя детьми, пришлось всерьез думать о заработке. Был водителем, грузчиком, продавал тостеры, кофемолки и обувь. «Однажды возле «Детского мира» увидел бойкую торговлю велосипедами, и стоили они недорого, – вспоминает Начевкин. – Затем в Брянске я обнаружил, что те же самые велосипеды продаются еще дешевле».
Не было бы счастья
Заняв у друзей денег под проценты ($4000 под 100% в месяц), он купил грузовой автомобиль ГАЗ-53, в который вмещалось 40 велосипедов. В Москве брянские велосипеды разлетелись в этот же день. Торговлю было решено поставить на поток. Средства на первые партии Начевкин брал в долг все у тех же друзей – на три-четыре дня.
В 1996 г. родной брат Александра Начевкина, Юрий, окончил Днепропетровский политехнический институт и приехал в Москву – и брат предложил ему разделить бизнес пополам. «Никаких особых условий я не выдвигал, просто хотелось поддержать родного человека», – рассказывает Начевкин. Сегодня Александру принадлежит 40% уставного капитала, Юрию – 30% и еще 30% – их партнеру и другу, инженеру-конструктору Игорю Иванову.
В середине 90-х гг. бизнесмены отправились на Минский велозавод и попросили произвести партию под заказ: усовершенствовать рамы, сделать более мощными багажники, хромировать щитки колес и руль. «Минский завод вскоре начал расплачиваться с поставщиками нашими велосипедами, – вспоминает Начевкин. – Поставщики же продавали велосипеды на 50% дешевле, подрывая нам рынок. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Мы разработали схемы поставок, которые обеспечивали завод сырьем в два-три раза дешевле. За это благодарное руководство подписало с нами эксклюзивный договор на продажу велосипедов». По словам Начевкина, за пять лет сотрудничества завод вышел на объем производства в 900 000 велосипедов в год, из них 450 000 покупала компания «Веломоторс». Сотрудничество продолжалось, пока на заводе не сменилось руководство. В начале 2000-х гг., когда российский рынок наводнили китайские велосипеды, Начевкин с партнерами отправились за границу изучать производство. Побывали в Польше, Германии, Франции, на Тайване и в Китае, прежде чем нашли заводы, где решились размещать заказы. Позже было принято решение запустить в России собственное сборочное и рамное производство: в 2004 г. компания открыла первый завод в поселке Кубинка Одинцовского района. Сегодня здесь собирается до 1,5 млн велосипедов в год под собственным брендом Stels.
Подсмотрели у китайцев
«На 1 января этого года до 90% оборотных средств компании – это собственные средства, поэтому кризис мы переживаем спокойно», – утверждает предприниматель. В 2006 г. компания открыла велозавод в Краснодарском крае, а в июле выкупила Жуковский мотовелозавод, где будут собираться скутеры. На его ремонт и модернизацию Начевкин собирается выделить 20 млн евро. Из них половина уже потрачена: отремонтирован главный корпус, установлены новые станки, покрасочные линии, сборочный конвейер.
Кто их купит
В середине 2000-х оборот компании «Веломоторс» рос на 30% в год. В 2006 г. годовой оборот составил 2,1 млрд руб. (770 000 велосипедов), а в 2007 г., включая уже продажи скутеров, – 2,8 млрд руб. (987 000 штук). Каковы будут объемы производства в 2009 г., в компании прогнозировать не берутся.
По словам замгендиректора компании Федора Инякова, при худшем развитии событий придется перейти на четырехдневную рабочую неделю, но не исключается и оптимистичный вариант – с рынка уйдут мелкие конкуренты, что даст компании возможность не только продать имеющийся объем, но и увеличить валовое производство.
«Некоторые бренды, которые размещали заказы в Китае, будут переносить производство в Россию, – комментирует соучредитель компании «Скутерторг» Алексей Денисов. – Поставщики привязаны к валюте и цена на скутер за последние три-четыре месяца выросла на 15%». Но открывать производство дорого и делать это будут единицы, полагает Денисов. «Скутерторг» занимается сейчас только розничной торговлей и менять планы, несмотря на то что за последнее время компания потеряла почти 50% прибыли, не собирается.
«Чтобы производство развивалось, его годовые объемы должны исчисляться десятками тысяч скутеров, а ассортиментный ряд должен быть представлен как минимум 30 моделями средней и высшей ценовой категории», – говорит гендиректор компании «Хонлинг.Ру» Андрей Белов. До кризиса, обращает внимание он, был совершенно неконтролируемый кредитный рынок, в результате чего спросом пользовались дешевые модели – в кризисной ситуации все меняется с точностью до наоборот: покупать скутеры теперь будут те, у кого есть деньги.