Налог на здоровье
Треть подоходного налога может быть направлена в систему здравоохраненияМинздравсоцразвития готовит реформу здравоохранения, рассказал вчера вице-премьер Александр Жуков: ее основной постулат – переход к страховой медицине, что позволит создать одноканальное финансирование – через обязательную систему медстрахования. «Ведомости» ознакомились с основными направлениями реформы, которые Минздравсоцразвития внесло в правительство.
К 2020 г. в систему здравоохранения может попасть 6% ВВП, в 2010 г. на здравоохранение может пойти 2 трлн руб.
Одно из предложений – установить единый процент отчислений, который регионы будут обязаны вносить в систему медицинского страхования. Эта сумма составит 30% налога на доходы физических лиц ежегодно – около 400 млрд руб. в год. 78 субъектов сейчас расходуют на оказание медпомощи такую сумму, исключение – девять регионов, среди них Москва (16,7%), Санкт-Петербург (14%), Татарстан (14,6%), Чукотский АО (19,9%), Самарская (21,7%), Нижегородская области (20,8%).
Это лишь один из вариантов, который обсуждается в правительстве, сообщил чиновник аппарата. Это не самое популярное решение: оно невыгодно для богатых регионов, которые отклоняются от общего правила. Если эти деньги все равно останутся в регионе, то это даже выгодно, средства не будут размыты и будут тратиться целевым образом, говорит экс-замминистра Самарской области Владимир Шевский.
Чиновник Минфина не стал комментировать предложения Минздрава.
Нерационально устанавливать норматив в процентах к подоходному налогу, считает эксперт по межбюджетным отношениям Алексей Бирюков: для Москвы 30% подоходного налога – это 120 млрд руб., столько на медицину не надо. Кроме того, эти регионы до сих пор не полностью встроены в систему обязательного медстрахования, там много частных, ведомственных и муниципальных поликлиник. У богатых регионов очень большая собираемость НДФЛ, он не имеет прямой связи с количеством больных, согласен директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Это может превратиться в очередную попытку помочь бедным регионам за счет богатых, волнуется он.
Норматив страхового взноса может быть установлен и в зависимости от стоимости страхового года на каждого человека, говорит чиновник одного из экономических ведомств, возможно, это вызовет дополнительные затраты работодателя, но они могут быть компенсированы налоговыми послаблениями со стороны субъектов. У регионов мало собственных налогов – губернатор может снизить налог на прибыль или налог на имущество, но сути это не меняет: платить за реформу будет регион, говорит Климанов.