Выдающийся опцион
У гендиректора Mail.ru Дмитрия Гришина – опцион на выкуп доли в 3,5%. Обычно менеджерам российских интернет-компаний причитается меньшеMail.ru
интернет-компания. Почтовый сервис, социальная сеть, фотохостинг – всего почти 50 интернет-сервисов. Ежедневная аудитория (уникальных посетителей) – 6,4 млн (TNS Gallup). Акционеры – Digital Sky Technologies Юрия Мильнера и Григория Фингера (50,55%), медиахолдинг Naspers (ЮАР) (32,07%), инвестфонд Tiger Global Management (13,4%). Выручка – $55,8 млн, EBITDA – $36 млн (данные Naspers, 2007 г.).
Сейчас Гришин владеет 0,2% Mail.ru, а благодаря опциону может увеличить долю до 3,7%, рассказали «Ведомостям» два близких к Mail.ru источника. Сам Гришин это официально не комментирует. По словам одного из источников, опцион на 3,5% Гришин получил еще в 2003 г., возглавив Mail.ru. А 0,2% выкупил в январе 2007 г., когда 30% Mail.ru продавались южно-африканской Naspers. Сумма той сделки – $165 млн, т. е. Mail.ru была оценена в $550 млн, а 0,2% могли обойтись Гришину в $1,1 млн.
У кого из акционеров были выкуплены эти 0,2%, источник не говорит. Продающими сторонами в сделке с Naspers выступали Digital Sky Technologies и фонд Tiger.
В ноябре Naspers докупила 2,6% Mail.ru, исходя из оценки компании в $1 млрд, а сейчас аналитики Unicredit Aton и «Финам менеджмент» оценивают Mail.ru в $1,2–1,5 млрд. Значит, дополнительно причитающиеся Гришину 3,5% могут стоить $42–52,5 млн.
Это самый большой из выданных менеджерам интернет-компаний опционов, известных руководителю блока корпоративных финансов «Финама» Алексею Курасову; обычно менеджер может получить не более 2–3%, если только речь не идет о стартапе. А более зрелые компании редко выделяют на опционы больше 2% уставного капитала, причем распределяются они между несколькими менеджерами, знает финдиректор Rambler Артур Акопьян. Видимо, решение о продаже доли в Mail.ru Гришину принималось на ранних стадиях развития компании, предполагает Акопьян. Сама Rambler еще в 2004 г. утвердила опционную программу (ныне прекратила действовать): всего 8,7% акций, из них 2,1% причитались и частично достались восьми топ-менеджерам. А в «Яндексе», по словам его представителя Михаила Ушакова, под опционы зарезервировано около 5% акций; программа охватывает около 120 сотрудников.
Российские интернет-компании мотивируют топ-менеджеров, предлагая не только акции, но и возможность участвовать в прибыли, рассказывает гендиректор продавца контекстной рекламы «Бегун» Алексей Басов. Как организована система поощрения в «Бегуне», он не раскрывает, но уверяет: опцион на 3,5% акций – не рекорд.
На Западе круг участников опционных программ шире: в Google право получить акции имеют 99% сотрудников. Сейчас, по данным Yahoo! Finance, у них 0,62% акций Google.