Цифра недели: 488 компаний
Международная каннская выставка недвижимости MIPIM, состоявшаяся в очередной раз на прошлой неделе, с каждым годом становится все более российской, а в чем-то и московской. Дело даже не в том, что растет количество российских компаний-участников – в этот раз их было представлено 488 (четвертое место после Великобритании, Франции и Германии). Дело в качестве: российские девелоперы начинают задавать тон на Лазурном Берегу.
Например, инвесторы по достоинству оценили типично московский (и потому новаторский для европейского девелопмента) проект компании «Снегири» Александра Чигиринского – ее стенд украшала бригада ослепительных девушек. Вот она, русская архитектурная модель – подлинная красота рождается там, где гармонию простых линий не нарушают никакие излишества (в одежде, например). Возможно, другие проекты компании несколько поблекли на этом фоне, но лицо «Снегирей» публика точно запомнила.
Русская модель бизнеса тоже присутствовала. Так, банк «Российский кредит» представил проект реконструкции гостиницы «Центральная» в «Люкс-отель», на стенде было написано, что управлять отелем будет международный оператор Mandarin Oriental. И тут же сотрудник компании любезно объяснял, что договор с оператором еще не подписан. А на стенде Санкт-Петербурга имел место обратный случай: представили проект «Новая Англия», но название компании-девелопера держали в строжайшей тайне.
Выставка показала, как вырос русский девелопмент. Еще несколько лет назад проект на 1 млн кв. м казался чем-то выдающимся и вызывал бурный интерес. В этом году презентация нижегородского Globe Town на 20 млн кв. м прошла вполне обыденно.
Лучше всего, конечно, этот масштаб был виден на вечеринках, которые проводились с поистине русским купеческим размахом, – вино и шампанское стоимостью от 600 евро за бутылку лилось рекой у компании Penny Lane Realty. «У кого нет миллиарда, могут идти в жопу» – так приветствовал своих гостей президент Mirax Group Сергей Полонский .