Революция Козака

У России будет новая региональная политика – конкурентного федерализма: предстоит максимально делегировать инвестиционные полномочия субъектам. А вот об ослаблении политической вертикали даже речи не идет
Д. Гришкин
Д. Гришкин

Сегодня министр регионального развития Дмитрий Козак на форуме «Россия» представит контуры новой региональной политики, сообщили в Минрегионе и Минэкономразвития, ее суть – в отказе от централизации и переходе к политике предоставления регионам экономической самостоятельности.

Бедные люди. $114

зарабатывает в месяц житель Ингушетии. Такие данные за первое полугодие 2007 г. приводит экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров. Ингушетия – самая бедная республика по уровню доходов граждан.

$1121

составляет в среднем ежемесячный доход москвича. Столица лидирует в списке регионов с самыми большими зарплатами.

Козак убежден, что управлять региональными инвестициями и экономикой из центра не получится – нужно максимально делегировать социально-экономические функции, знает источник в Минрегионе, но самостоятельность регионов будет обусловлена объемом финансовой помощи из центра: больше полномочий получат те, кто меньше зависит от Москвы.

В октябре 2007 г. Козак призвал сократить армию федеральных чиновников, а их функции передать в регионы. Тогда же он предложил дать регионам возможность самостоятельно выбирать объекты для инвестирования.

Сегодня Козак может предложить сгруппировать субъекты в макрорегионы, которые не обязательно будут соответствовать федеральным округам, уверяет источник в Минэкономразвития, но точное количество макрорегионов и их состав пока не согласованы. Центр будет определять специализацию макрорегионов, но субъекты и сами смогут выбрать инвестиционные приоритеты – и тогда самостоятельно отвечать за риски.

В конце прошлого года Козак говорил о 10 макрорегионах. По словам источника, близкого к Минрегиону, это Центральный, Центрально-Черноземный, Северо-Западный, Северный, Южный, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный.

Деление напоминает госплановские районы последних пятилеток, говорит Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики. Объединение юга логично, считает Игорь Вдовин из Агентства инвестиций и развития Южного федерального округа (до сентября прошлого года полпредом там работал Козак): логистические комплексы, порты, автодороги, деньги – в северной части округа, трудовые – на Северном Кавказе, нужно рассматривать эту территорию как единый макрорегион.

По мнению Владимира Климанова из Института реформирования общественных финансов, Дальний Восток и Сибирь получат сырьевую направленность, Поволжье и Урал – промышленную, Южный и Центрально-Черноземный районы – аграрно-индустриальную и т. д. Вдовин возражает: на регионы нельзя вешать конкретные ярлыки, концентрируясь на 1–2 отраслях.

Но и отказываться от существующих инструментов инвестиционной политики в регионах Козак не собирается. По словам источника в Минрегионе, планируется увеличить «региональную долю» в инвестфонде. На эти средства смогут претендовать проекты, которые недотягивают до необходимых по правилам инвестфонда 5 млрд руб.

Усиление регионов даст возможность принимать решения более оперативно, радуется министр экономики Кабардино-Балкарии Алий Мусуков. На федеральном уровне должны решаться вопросы федерального масштаба, добавляет министр экономики Тверской области Валерий Сидоренко. Главное – чтобы не подгоняли под одну гребенку, учитывали специфику регионов, беспокоится Мусуков.

Децентрализация в экономике не будет сопровождаться ослаблением политической вертикали. По словам источника в Минрегионе, ни об отмене института полпредов, ни о восстановлении губернаторских выборов речи нет, это прерогатива Кремля.

Политолог Александр Кынев убежден, что без политической децентрализации не обойтись: «Пока губернаторы не перестанут оглядываться на центр и интересы госкорпораций, регионы будут в роли подрядчиков – и добиться экономической самостоятельности субъектам не удастся».

Непонятен смысл экономического деления регионов в отсутствие плановости, полагает Климанов, непонятен и статус экономических макрорегионов: придется ли, например, Росстату переключаться с федеральных округов на макрорегионы? Если это новое экономическое деление, за ним должно последовать политическое, иначе схема не заработает.