Громкие имена: “Киномаксы” для киноманов
Начали строить современные кинотеатры в регионах России совместно с Госкино в рамках проекта “Новое кино”. Нам хотелось создать кинотеатральную сеть, полностью отвечающую мировым стандартам качества кинопоказа и предоставляемого сервиса. Первым самостоятельным проектом сети можно считать комплекс “Киномакс-Урал” в Челябинске. Открытие киноцентра после реконструкции старого здания, потребовавшей $2,5 млн вложений, произошло в 1998 г., сразу после кризиса. После Челябинска мы пришли в Тюмень (“Киномакс-Космос”), а затем и в другие города.
Раньше работали с Газпромбанком, последнее время активнее сотрудничаем с Промсвязьбанком и Сбербанком.
В конце 1980-х гг. студент Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе Борис Асриев даже не думал, что профессионально займется кинобизнесом и станет основным владельцем компании, покорившей около 9% рынка сетевых кинотеатров России. Начиналось все с небольших продаж фототоваров в 1990-х гг., пока судьба не столкнула молодого предпринимателя с иностранцами, которые загорелись идеей возродить российскую киноиндустрию. Так начиналась история компании “Киномакс” и многих других русских кинобрендов.
В сеть “Киномакс” входит уже 20 кинотеатров в России. Говорят, если бы глава российского представительства фирмы Kodak Том Гарман не открыл кинотеатр “Kodak Киномир” в Настасьинском переулке в Москве в 1990-х гг., то не было бы и сети “Киномакс”?
Можно сказать и так. Первым кинотеатром, ставшим стимулом для создания нашей сети, был действительно “Киномир”. Все началось со стратегического сотрудничества компании “Техсоюз”, одним из основателей которой я являюсь, с российским подразделением Kodak. “Техсоюз” в 1994 г. стал ведущим дистрибутором фото- и видеопродукции мирового лидера в этой сфере.
А идея открыть кинотеатр действительно принадлежала Тому Гарману, его, к сожалению, теперь нет в живых. Компания Kodak уже в то время являлась мировым лидером по выпуску 35-мм кинопленки. Россия могла стать масштабным рынком сбыта, но для этого требовалось сформировать соответствующий спрос, нестандартными способами продвигая свою продукцию на несформированном рынке. Одним из приемов стало открытие нового формата кинотеатра – Гарман решил попробовать дать толчок кинопоказу на всем постсоветском пространстве. Конечно, кроме бизнес-талантов у Тома Гармана была и страсть к кино.
Нужно отметить, что достаточно сложно было решиться на создание новомодного кинотеатра в середине 1990-х гг. после распада Советского Союза, на фоне снижения общего уровня жизни. Киноиндустрия в России пришла в упадок, не говоря уже о цивилизованном кинопоказе. Фильмы крутили в доморощенных видеосалонах при помощи видеомагнитофонов по 1 руб. за сеанс. Тем не менее мы загорелись идеей. Было решено, что Kodak будет открывать кинотеатры в Москве, а специально созданная нами компания “Киномакс” – в регионах.
К сожалению, “Киномир” стал единственным кинотеатром, открытым Kodak в России. После Гармана руководство в компании поменялось, а в России грянул кризис 1998 г. В этот переломный момент мы с партнером Игорем Анисимовым все же решили, что будем продолжать развивать кинотеатральный бизнес, и включили “Киномир” в свой сетевой проект.
И с чего вы начали кинобизнес?
Как реагировали на вашу инициативу руководители администраций в регионах?
Когда мы приходили и показывали успешно реализованный проект московского “Киномира”, предлагая построить аналогичный киноцентр, местные власти весьма позитивно реагировали на предложение. Тем более что в провинции без дела стояло огромное количество заброшенных советских кинотеатров. Конечно, нередко встречали и недоверие. Главы администраций не представляли, как можно выстроить рентабельный бизнес, связанный с кинопоказом, и опасались, что, презентуя проект киноцентра, впоследствии мы откроем ночной клуб. Но стоило на практике реализовать несколько кинотеатральных проектов, как в компанию стали поступать многочисленные предложения из других городов.
За сколько лет окупались эти первые проекты?
Челябинский комплекс окупился примерно за три года – весьма короткий срок. Рынка как такового еще не существовало, мы, можно сказать, стояли у истоков бизнеса кинопоказа. Сейчас такая окупаемость только снится.
Ваша компания, наверное, взяла за образец какую-то зарубежную модель кинотеатра?
У зарубежного рынка мы позаимствовали суть концепции. Все просто – кинотеатр должен быть современным: без грубых пластмассовых сидений, без исписанных стен, с хорошим экстерьером и интерьером, с большой развлекательной зоной, с атмосферой уюта и праздника для всей семьи. Безусловно, маркетинговые решения также пришли к нам с Запада, например технологии привлечения и удержания посетителей киноцентров.
Удалось в итоге привлечь внимание жителей регионов?
Признаться, изначально казалось, что завоевать регионы будет проще, поскольку о кинобизнесе мы судили по успеху “Киномира”. Тот же челябинский кинотеатр нам пришлось раскручивать, в буквальном смысле формируя новую культуру досуга.
Кино в России стало приносить деньги и благодаря этому демонстрироваться в модных кинотеатрах. Но в то же время в страну хлынуло обилие непонятной продукции. Классики джаза высказывали мысль, что искусство перестает быть искусством, когда превращается в коммерческий проект. У вас не возникает такое ощущение?
Это риторический вопрос. На мой взгляд, необходимо проводить градацию – кино как искусство и кино как сфера развлечений. Сегодня основная часть фильмов, выходящих на мировой экран, – это все же не искусство в классическом понимании, а развлечение, которое можно потреблять с попкорном в руках. Создание и продвижение мейнстрима (главной тенденции. – “Ведомости”) является основной задачей кинобизнеса. Ведь для киностудий важно, чтобы фильм, над которым работала сотня человек, требующий миллионных вложений как в производство, так и в последующее продвижение ленты, дошел до массового зрителя. Другое дело, что и такой фильм должен быть, на мой взгляд, качественно выполнен, интересен и одновременно прибылен. Безусловно, сложно найти золотую середину, но для стремления создать качественное рентабельное кино и существует пара продюсер – режиссер.
Что касается российского кино, то здесь нельзя не отметить положительных тенденций. Увеличивается количество российских фильмов, ежегодно появляющихся в прокате, улучается их качество и, соответственно, кассовые сборы. В последнее время российские режиссеры ежегодно привозят награды с мировых кинофестивалей. Но, безусловно, для дальнейшего активного развития российской киноиндустрии необходимо участие как государства, так и рынка. Без глобальных инвестиций в развитие технологической базы, в воспитание нового поколения сильных специалистов здесь не обойтись. Вы бы видели, на каком оборудовании вековой давности учат во ВГИКе студентов работать!
Кто следит за репертуаром в кинотеатрах “Киномакс”?
У любой федеральной сети есть специальное подразделение, составляющее репертуарную сетку кинотеатров, поскольку основным продуктом киноцентров, даже если в нем есть другие развлекательные услуги, является все же кино. Составление репертуарного плана – сложный и трудоемкий процесс, от которого зависит весомая доля прибыли сетей.
Ваш репертуар сильно отличается от того, что показывают остальные сетевые операторы?
Если мы говорим о мейнстриме, то нет. Наиболее кассовые фильмы вы объективно найдете в каждом репертуаре. Но нужно понимать, что громкие премьеры выходят нечасто, и ежедневный репертуар, безусловно, различается.
Какие у вас цены на билеты?
Ценовая политика гибкая, зависит от региона, в котором расположен киноцентр, уровня доходов населения, непосредственного расположения в городе (в центре или в спальном районе) и его посещаемости. Плюс существуют маркетинговые схемы, которые активно применяются в ценообразовании, для привлечения и удержания постоянных посетителей, для работы с различными целевыми аудиториями. В целом мы считаем, что наши кинотеатры – это центры семейного досуга, и ориентируемся на средний класс. Но тем не менее стремимся привлечь все категории зрителей.
Не планируете ли создать какой-нибудь “элитный” формат, претендующий на что-то необычное и требующий за это от посетителей больших денег?
Я понимаю, о чем вы. VIP-кинотеатры с небольшими luxury-кинозалами и заоблачными ценами на билеты располагаются в основном в северной и южной столицах (Санкт-Петербург и Сочи). Подобная бизнес-модель не кажется мне удачной по ряду причин. Сейчас скажу только, что эксклюзивный просмотр проще устроить у себя дома, купив недорогой домашний кинотеатр.
А как вы относитесь к так называемому “другому кино”, к таким кинотеатрам, как московские “Музей кино”, “Иллюзион”, где показывают лучшее, что случилось в мировом кинематографе за 100 с лишним лет?
Артхаусный кинотеатр также не наш формат. Знаете, почему таких проектов мало? Девелоперам и сетевым операторам невыгодно работать себе в убыток, арендуя площадку где-нибудь в центре Москвы и продавая билеты на шедевры мирового кино для ограниченного числа ценителей “за 20 руб.”. Хотя каждый крупный бизнесмен способен устраивать ретроспективы, фестивали кино, о котором вы говорите. “Киномакс” тоже периодически организует мероприятия в российских городах. Например, ежегодный фестиваль “Новое кино России” проходит в челябинском “Киномакс-Урале”. Мы проводим парад общегородского масштаба в Екатеринбурге на День кино, а также постоянно сотрудничаем с компанией Сэма Клебанова “Кино без границ”.
Как считаете, если мэр столицы решит запустить с помощью частного бизнеса программу развития недорогих кинотеатров для киногурманов, то “Киномакс” согласится участвовать?
Думаю, что да. Такое частно-государственное сотрудничество с грамотным маркетинговым сопровождением может стать для всего бизнеса выгодным имиджевым проектом.
Давайте поговорим о недвижимости для кино. “Киномакс” предпочитает арендовать помещения или покупать?
В начале развития кинопрокатного бизнеса все сети арендовали или приобретали в собственность старые советские кинотеатры и реконструировали их согласно концепции киноцентра. С появлением торгово-развлекательных комплексов (ТРК) наиболее оптимальным месторасположением стали именно их площадки, поскольку в таком случае киноцентр обеспечивается дополнительным потоком посетителей. Появился формат соинвестирования: крупный оператор на этапе строительства ТРК вкладывал средства в проект, выкупая часть площади. В принципе, все форматы сотрудничества имеют право на жизнь, и каждая компания избирает наиболее оптимальную для себя модель развития. Сейчас зачастую операторы кинопоказа арендуют площади в ТРК на условиях долгосрочной аренды – сроком от 10 до 15 лет.
Хотя есть и минусы такого сотрудничества с ТРК. Кинотеатр представляет собой весьма сложную с технологической точки зрения конструкцию. Здесь должны учитываться требуемая высота потолков, шаги несущих колонн, необходимые энергетические мощности и коммуникации.
Однако до сих пор девелоперы порой предлагают совершенно неприемлемые варианты, стремясь сэкономить на кинотеатре, несмотря на то что он является магнитом, привлекающим людей в ТРК. Иной раз девелопер неверно просчитывает необходимый объем электромощностей для кинотеатра, а затраты на строительство дополнительного энергоблока впоследствии перекладывает на плечи арендаторов. Мы предъявляем претензии, и девелоперы начинают перестраивать помещения. Но кому эти трудности нужны?
Именно поэтому мы, как правило, предпочитаем входить в проект ТРК на стадии его планировки или начального строительства.
Как насчет того, чтобы самим строить кино- и развлекательные комплексы?
Тоже вариант. Можно самостоятельно создавать кинотеатры с разными дополнительными развлекательными функциями. Можно строить ТРК. Или возводить полноценные развлекательные центры с мультиплексами-якорями. В нашей сети существует подобный проект в Волгограде, где мы выступили в роли девелопера. Кроме кинозалов там расположены на правах аренды ресторанный дворик и обширная игровая зона. А в Челябинске вместе с партнерами возводим торгово-развлекательный центр на 30 000 кв. м. Там будет все – начиная с McDonald’s и заканчивая боулингом и бутиковой зоной.
Как показывает практика, строительство с нуля оказывается высокозатратным: и стоимость земли дорогая, и процесс ее регистрации сложный, да и само строительство занимает от двух до шести лет, в то время как в ТРК – раза в 1,5–2 меньше.
Дополнительно существует вариант открытия киноцентра и на основании франшизы. Важно отметить, что при любой форме организации киноцентра нужны сильные, проверенные партнеры.
Если говорить о “Киномаксе”, то мы в ближайшие годы будем активно развивать концепцию отдельно стоящих развлекательных комплексов.
Прибыль кинотеатру приносит в основном сопутствующий сервис вроде кафе и игровых автоматов?
Большую часть прибыли приносит, конечно, общепит. Что касается объемов оборота, то этот показатель достигается за счет кинопоказа. Но именно в комплексе кино и другие развлечения создают синергетический эффект, позволяющий операторам получать максимальный размер прибыли. Люди уже привыкли к тому, что, придя в кинотеатр, они могут рассчитывать на получение полного спектра услуг, и кинотеатр становится не просто местом просмотра очередной киноновинки, но и полноценным культурно-досуговым центром. Мы также придерживаемся в этом вопросе комплексного подхода.
Если говорить о техническом оснащении мультиплексов, то на какой стадии оно находится в России?
Самая распространенная система звука – Dolby Digital, формат DTS (Digital Telecommunicatio System). В оснащении аудиосистем, устанавливаемых во всех сетевых кинотеатрах страны, цифровой формат используется давно. Что касается воспроизводства кинокартинки, здесь до недавнего времени царили 35-мм проекторы. Сейчас надвигается эра цифрового кино, когда в цифровом формате будет работать кинооборудование в целом. В России цены на цифровое оборудование уже более-менее приемлемы: стандартный кинопроектор стоит около 20 000 евро, а цифровой – примерно 90 000 евро. Основным камнем преткновения является налаживание процесса выпуска мировыми кинопроизводителями фильмов в цифровом формате. В этом году “в цифре” пока было выпущено только 15 кинолент.
Какой формат кинотеатра больше всего популярен сейчас в Москве и в регионах?
Конечно, многозальные кинотеатры в торговых центрах. На сегодняшний день основные требования к помещениям таковы: зона мультиплекса в составе ТРК должна быть не менее 4000 кв. м для расположения от 6 до 12 кинозалов. Такой формат дает оптимальное количество киноэкранов, при котором посетитель, пришедший в киноцентр, в течение получаса попадет на желаемый фильм. Кто знает, может быть, кино в России скоро станет таким востребованным видом развлечения, что публика попросит формат мультиплекса более чем на 12 залов. Кстати, только у нас в стране, может быть, из-за отсутствия спроса на огромные кинотеатры, термин “мультиплекс” стали употреблять и применительно к 4-зальному киноцентру (на самом деле классический мультиплекс включает в себя шесть залов). Я даже термин “мини-плекс” встречал. В нашей сети самым крупным комплексом пока является “Киномакс” в Казани на девять залов. Он, конечно, не сравнится с некоторыми мегакинотеатрами в Европе, но для Казани и даже для России это большой объект. В этом году девятизальник мы открываем в Екатеринбурге.
Как можно измерить объемы российского кинобизнеса?
По кассовым сборам, сегодня это только около $200 млн в год. А общую российскую кинокассу за 2006 г. аналитики оценили в $400 млн. “Киномакс” занимает примерно 8–9% рынка кинопоказа. Для сравнения: в США только с премьеры одного фильма сетевые операторы собирают по $20 млн. Налицо ответ на часто задаваемый в последнее время вопрос: почему зарубежные инвесторы не идут в российский кинобизнес? $400 млн в год – не тот показатель, который им интересен. Но при нынешних темпах роста киноиндустрии, думаю, через несколько лет наш рынок может стать привлекательным.
На российском рынке популярен термин “сетевой оператор” во всех секторах. Как бы вы объяснили суть понятия “управляющий сетью кинотеатров” или “оператор кинопоказа”?
Я бы сказал, что это компания, которая, во-первых, имеет 6–10 кинотеатров, более или менее широкий географический охват, занимает определенную долю – 5–10% – общего рынка и, безусловно, имеет централизованную систему управления всей сетью.
Какие подразделения входят в структуру “Киномакса”?
Сегодня это 20 предприятий-кинотеатров и управляющая компания, внутри которой также существуют функциональные подразделения. Например, рекламный отдел и отдел развития, занимающийся поиском площадок для будущих киноцентров. Управляющая компания в целом аккумулирует все денежные потоки, следит за оборотом сети и качественной эксплуатацией существующих комплексов, а также отвечает за формирование и реализацию стратегии развития компании. Часть специалистов для решения некоторых задач и проведения проектных работ мы держим на аутсорсинге. Это прежде всего строительные подрядчики. Для реализации проектов в регионах привлекаем местные компании, с большинством из которых у нас давно сложились хорошие партнерские отношения.
С какими банками сотрудничаете?
Сколько у вас кинотеатров в Москве?
Четыре: “Киномир”, “Киномакс-XL”, “Солярис”, “Киномакс-Октябрь”. Кстати, мы нацелены в ближайшие годы и на расширение в столице, планируя открыть здесь не менее восьми комплексов в течение пяти лет. Вы, наверное, слышали о нашем участии в проекте “Фристайл Парк” (компания подписала соглашение с “МТ Девелопмент”, которая развивает проект. – “Ведомости”). Там расположится мультиплекс “Киномакс” на 12 залов, который откроется в 2009 г.
“Фристайл Парк” станет крупнейшим во всей Европе курортным центром с крытым горнолыжным спуском. Руководители “МТ Девелопмент” Александр Тимофеев и Владимир Муромов, которые уже основали одну небезызвестную компанию – “ИнвестКиноПроект”, теперь собираются объединить в одном месте несколько видов развлечений. Планируется застроить около 200 000 кв. м вдоль Киевского шоссе, недалеко от МКАД. Там будут и горнолыжные спуски, и аквапарк, и wellness со SPA-центрами, и офисный и гостиничный секторы. “Киномакс” станет одним из главных якорей. Не исключено, что мы увеличим число залов до 14 и обязательно их оснастим цифровым кинопроекционным оборудованием. Этот мультиплекс нам обойдется не меньше чем в $6 млн (весь проект “Фристайл Парка” оценивается в $200 млн), там будет внедрено такое ноу-хау, как автоматические кассы продаж билетов и системы учета посетителей кинозалов.
Какие города в ближайшей перспективе для вашей компании наиболее интересны?
До конца 2007 г. хотим открыть киноцентр в Екатеринбурге на девять залов. В 2008 г. построим комплекс в Челябинске. За несколько лет планируем шире развернуться в уральских городах: Пермь, Тюмень, Саранск, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск. В 2008 г. кинотеатры откроются в Красноярске и Новосибирске – на семь залов, в Ярославле – на шесть, в Саратове – на девять. В Краснодаре и Астрахани построим комплексы на восемь залов.