Костюмы и здания
Боллоев делит бизнес между двумя компаниями – девелоперской и производственнойНа миллиард. Таймураз Боллоев
контролирующий акционер Fashion Park, «ФОС-П» и «Труда». В 1991 г. стал гендиректором, а затем президентом пивоваренной компании «Балтика». Привлек в акционеры скандинавские Pripps, Hartwall и Orcla, создал национальный бренд «Балтика». В 2004 г. покинул «Балтику». Приобрел контрольные пакеты фабрик «ФОС-П» (мужские костюмы) и «Труд» (рабочая одежда). Их оборот оценивает в 1 млрд руб. в год.
Известный петербургский предприниматель Таймураз Боллоев решил реструктурировать свой бизнес, включающий швейное производство и девелопмент. В прошлом году бывший президент «Балтики» уже перевел швейный бизнес и торговлю из «ФОС-П» в отдельную компанию Fashion Park. «ФОС-П» досталось здание на углу наб. р. Мойки и Гороховой ул. Купленная Боллоевым позже фабрика «Труд» действовала самостоятельно. Теперь Боллоев планирует оставить только две компании: одна будет заниматься пошивом и продажей одежды, а вторая – девелопментом. Процесс реструктуризации в самом начале, названий у компаний пока нет, говорит он.
В этом году швейное производство Fashion Park полностью выведено из центра города в цеха «Труда» в Купчине, а также во Всеволожском и Подпорожском районах Ленобласти, рассказал Боллоев. Летом создано производство костюмов в Краснодарском крае, инвестиции составили 10 млн руб. У Fashion Park есть 23 фирменных магазина, к концу 2009 г. сеть, по словам Боллоева, планируется увеличить до 40 точек.
Старое здание «ФОС-П» Боллоев собирается к концу 2009 г. превратить в торговый центр площадью в 12 000 кв. м с подземной парковкой. Инвестиции он оценивает в $50–60 млн, реконструкция уже началась. На месте бывшего детского сада «ФОС-П» в пер. Гривцова появится офисный центр класса А площадью 10 000 кв. м. Недавно компания приступила к строительству коттеджного поселка в Солнечном, рассказал он. Для строительства домов, общая площадь которых составит около 20 000 кв. м, компания, по его словам, приобрела на вторичном рынке 5 га земли. Строительство обойдется, по оценке Боллоева, примерно в $25 млн, это будут заемные средства.
Выведение разных направлений бизнеса в отдельные юридические лица повышает управляемость, считает директор консультационной компании «Альт» Сергей Печерский. Объединение швейного бизнеса позволит, по словам эксперта, вдвое снизить расходы на управление, доля которых в затратах на предприятиях легкой промышленности может достигать 15–20%. Пока девелопмент значительно доходнее производства и продажи костюмов, признает вице-президент компании Sela Аркадий Пекаревский. Средняя рентабельность легкой промышленности, по его оценке, – около 10%, однако контроль над всей цепочкой – от закупки материалов до розничных продаж – может повысить ее до 20%. Доходность девелоперских проектов бывшего пивовара – более 25%, полагает директор департамента инвестконсалтинга Colliers International Николай Казанский. Пекаревский уверен, что рентабельность швейного производства в России будет расти. Благодаря близости розницы и производства компания может оперативно реагировать на изменения спроса, что невозможно, если размещать заказы в Китае, говорит Пекаревский.
Казанский считает, что Боллоев выбрал для себя беспроигрышные проекты. При затратах на строительство в $1500–2000 на 1 кв. м годовая ставка аренды в таком бизнес-центре на Гривцова может составить $700–800 за 1 кв. м в год, оценивает эксперт.