Слишком много власти
Число федеральных чиновников надо сократить, а их функции передать региональным коллегам. Это приведет к хаосу, считают экспертыНужно разработать механизмы, которые обеспечат самостоятельность территорий, заявил министр регионального развития Дмитрий Козак на парламентских слушаниях, посвященных региональной политике. «Необходимо передать в регионы максимальное количество полномочий, оставив за федеральным центром только те из них, которые требуют централизованного контроля», – рассуждал он.
Федеральная власть наплодила уже армию чиновников на местах – на 70% принятие решений зависит от них, но управлять ими эффективно нельзя, потому что они федеральные только формально, заметил министр: «Царь и бог там мэр или губернатор».
Козак считает, что надо усовершенствовать механизмы ответственности региональных руководителей и передать им часть федеральных полномочий. «Это территориальные органы МВД, санэпиднадзора, налоговой службы, ряда других ведомств, которые имеют ключевое влияние на социально-экономическую жизнь региона, а между тем все жалобы людей идут на федеральный центр», – уточнил Козак. Регионалов лишили механизмов ответственности за конечный результат, подчеркнул он.
Сейчас милиция подчиняется только федерации, хотя кадровые вопросы согласуются с местными властями, говорит источник в центральном аппарате МВД. В российских условиях американская модель «полиции штата» неприменима и приведет к конфликту с федеральной властью, считает он. Налоговые органы нельзя подчинять регионам – должна быть единая централизованная система сбора налогов, иначе контроль за собираемостью значительно снизится, считает чиновник Минфина.
Федеральная инвестиционная политика долгое время игнорировала региональный аспект, считает Козак. Это привело к разрыву в уровне жизни обеспеченных регионов и депрессивных: по уровню ВВП – в 35 раз, по уровню безработицы – в 29 раз, по объему инвестиций в основной капитал – в 158 раз, а также к стихийной миграции. Отслеживать из Москвы, как идет строительство многочисленных объектов на местах, невозможно, считает министр: это не приводит ни к чему, кроме закопанных в землю миллиардов. Козак предлагает передать регионам и муниципалитетам полномочия по бюджетному инвестированию: «Руководители регионов должны сами выбирать объекты для инвестиций – они должны сами решать, что, когда и в каких объемах строить».
Заказчиками – координаторами ФЦП выступают федеральные министерства, они же выбирают объекты для инвестиций, говорит замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. Губернаторы должны принимать более активное участие в выборе объектов для региональных ФЦП: они лучше понимают потребности местного населения, соглашается он.
У чиновников администрации Смоленской области никаких противоречий с коллегами из территориальных федеральных ведомств нет, говорит замгубернатора области Евгений Барасов. Если продолжать передавать полномочия в регионы, то придется дальше расширять региональный чиновничий аппарат, а он и так растет очень быстро, замечает советник губернатора Самарской области Владимир Виттих.
Централизация всех ресурсов и полномочий на федеральном уровне достигла предела и уже приводит к снижению эффективности, считает директор Института региональной политики Булат Столяров. Яркий показатель – как федеральное правительство распоряжается деньгами из инвестфонда.
Передача финансовых ресурсов в регионы приведет либо к изменению налоговой системы, либо к увеличению субвенций, которые и так очень быстро растут, замечает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Регионы перегружены обязательствами, которые на них возлагает федерация, и могут не потянуть новых функций. Сокращая количество федеральных чиновников, Козак увеличит количество региональной бюрократии, отмечает он.
Закон для регионов
Спикер Совета Федерации Сергей Миронов предложил принять закон «О государственной региональной политике», который способствовал бы общению федерального и регионального уровней власти. Но Козак не поддержал идею: жизнь субъектов регулируется большим количеством законов, в том числе об организации местного самоуправления, Налоговым кодексом и др.