В самолет из интернета


По масштабам бизнеса “Скай экспресс” сопоставима с авиакомпанией “Самара”, но самолеты “Скай экспресс” дешевле в обслуживании – получается, что ее операционные затраты близки к $60 млн в год, рассуждает аналитик банка “Траст” Евгений Шаго. Значит, система онлайн-бронирования может экономить компании до $9 млн в год. Но Шаго сомневается, что экономия может достигать 15% операционных затрат: например, “Аэрофлот” тратит на распространение билетов всего 7% операционных затрат, замечает он.

“Скай экспресс” запустила систему бронирования и продажи билетов через интернет, благодаря которой сможет экономить 10–15% операционных затрат. Об этом рассказал “Ведомостям” ее IT-менеджер Олег Лещенко. По его словам, проект был запущен осенью 2006 г. в партнерстве с российской Bell Integrator – она разработала систему онлайн-продажи билетов и сайт “Скай экспресс”, построила единую платежную сеть по приему наличных денег за авиабилет, а также доработала закупленную авиакомпанией систему автоматизированного управления бизнесом (ERP-систему) Navitaire. Первоначальные инвестиции в проект составили, по словам Лещенко, около $1 млн, из них около 50% вложено во “внутреннюю IT-инфраструктуру”, в том числе в интернет-продажи.

Bell Integrator создала “самое большое в России пространство электронной оплаты авиабилетов”, говорит ее гендиректор Андрей Коробицын: к системе Navitaire подключены все агенты “Скай экспресс”, включая 40 000 отделений “Почты России” и 3950 салонов “Евросети”. “Евросеть” продала за три месяца 63 000 билетов “Скай экспресс”, говорит ее пресс-секретарь Очир Манджиков.

Сейчас напрямую в “Скай экспресс” билеты бронирует около 65% всех пассажиров и примерно половина из них делает это через интернет, рассказывает Лещенко. В результате “Скай экспресс” тратит меньше на содержание персонала и оплату услуг сторонних агентов. Правда, оплачивают забронированные билеты клиенты в основном наличностью. В интернете с помощью кредиток билеты пока покупают лишь около 30% клиентов, говорит Лещенко. Какую комиссию “Скай экспресс” платит агентам, он не уточняет, а ежемесячные затраты авиакомпании на поддержание IT-системы оценивает примерно в $120 000, включая затраты на поддержание системы бронирования, других IT-систем и инфраструктуры. Окупить первоначальные инвестиции “Скай экспресс” рассчитывает к весне 2008 г.

Систему онлайн-продаж создает и второй российский авиадискаунтер – Red Wings, начавшая полеты в этом августе, говорит ее гендиректор Константин Тетерин. Он тоже оценивает возможную экономию в 10% от операционных затрат.

“Аэрофлот” с марта и сам развивает электронные продажи билетов: на днях он объявил, что за полгода продал через интернет более 100 000 билетов, а технология электронного билета поддерживается на 40 маршрутах. На каждом таком билете “Аэрофлот” экономит порядка 9 евро за счет отказа от печати и таможенного оформления импортных билетных бланков, говорит руководитель его пресс-службы Ирина Данненберг.

А одной из первых в России – в начале 2005 г. – онлайн-продажи начала авиакомпания “Сибирь” (бренд S7 Airlines), напоминает ее финансовый директор Илья Александровский. Сейчас 6% ее продаж происходит через интернет (без учета бронирования), и с начала 2007 г. “Сибирь” сэкономила $2 млн (выручка за 2006 г. – $920 млн).