Пострадал за ДЛО


Вчера Басманный суд Москвы выдал санкцию на арест гендиректора “Протека” Виталия Смердова. “Суд удовлетворил ходатайство Генпрокуратуры и избрал меру пресечения – арест”, – уточнила в разговоре с “Ведомостями” Анна Усачева, руководитель пресс-службы Мосгорсуда. По ее словам, представитель “Протека” подозревается в совершении преступления по ст. 291 ч. 1 УК РФ (дача взятки должностному лицу). Наказание за это преступление – до трех лет лишения свободы.

“Смердов проходил в качестве свидетеля по делу в отношении ряда руководящих сотрудников ФФОМС. В течение 10 месяцев хода следствия ему никаких обвинений не предъявлялось. Со стороны правоохранительных органов не выставлялись ограничения на его передвижение, в том числе на выезд за границу”, – говорит Полина Беляева, руководитель пресс-службы “Протека”. По ее словам, 15 августа Смердова пригласили в Генпрокуратуру, оттуда он не вернулся. В компании также уточнили, что адвокаты Смердова уже подали в Мосгорсуд кассационную жалобу.

В конце прошлого года правоохранительные органы задержали почти все руководство ФФОМС во главе с директором фонда Андреем Тарановым. Чиновники подозревались в получении взяток (ст. 290 УК) от руководителей территориальных фондов обязательного медицинского страхования, представителей фармацевтических и дистрибуторских компаний, которые участвовали в поставках лекарств и медицинского оборудования по программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), а также в злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК). Тогда источник, близкий к следствию, утверждал, что после ареста руководства ФФОМС в ряде компаний проводилась выемка документов, в том числе и в “Протеке”.

Программа ДЛО заработала после принятия в августе 2004 г. закона о монетизации льгот. Лекарства бесплатно предоставляются государством бывшим льготникам, а расходы дистрибуторов компенсируются из госбюджета. По данным “Фармэксперта”, в 2006 г. 25% поставок лекарств по программе обеспечивал “Протек”, 20% – “Биотек”, 18% – СИА и 15% – РОСТА.

В “Протеке” утверждают, что компания работает в прежнем режиме, поставки идут по графику. Опрошенные “Ведомостями” производители и аптечные сети отказываются комментировать ситуацию с “Протеком”. “Вы же понимаете, в какой стране мы живем. Не хочется быть следующими”, – говорит представитель крупной фармацевтической компании. Но на условиях анонимности участники рынка выдвигают несколько версий случившегося: огосударствление “Протека”, конкурентная борьба, приближающиеся выборы (показать электорату борьбу с коррупцией) и то, что правоохранительные органы не могут закрыть затянувшееся дело ФФОМС. “Думаю, что дело связано с реализацией программы ДЛО и приближающимися выборами. Арест Смердова прямого ущерба бизнесу “Протека” пока не несет”, – рассуждает Александр Кузин, гендиректор DSM Group. По его словам, речь идет о репутационном вреде, но не в бизнес-среде, а среди населения и региональных властей, которые при проведении тендера на ДЛО могут побояться связываться с “Протеком”. “Политической составляющей я не вижу. Думаю, дело в тендерах на ДЛО”, – соглашается Давид Мелик-Гусейнов, руководитель департамента маркетинговых исследований “Фармэксперта”. Он напомнил, что в 2006 г. “Протек” стал лидером поставок лекарств по ДЛО, получив 37%. Однако после того, как в ФАС поступило анонимное заявление с просьбой разобраться, почему у “Протека” такая доля, результаты тендера пересмотрели. Мелик-Гусейнов говорит, что следственные действия могут повлиять также на планы компании провести IPO.