ГРОМКИЕ ИМЕНА: В Россию с любовью
- У вашей компании две аббревиатуры – русская и латинская. Звучат они одинаково, есть ли различия в профиле деятельности компании в России и за ее пределами?
- Первоначально наша компания начала свою деятельность в Америке как реставрационная – по-английски аббревиатура расшифровывается как restoration interiors. Основой нашей деятельности являлись дизайн и реставрация памятников архитектуры.
- Вы начали бизнес в США, а уже потом пришли в Россию. Помог ли вам опыт ведения бизнеса в Америке или, напротив, он иногда мешает?
- Мне кажется, что опыт американской жизни и особенно ведения бизнеса в США безусловно мне помог, сыграл определенную роль в формировании бизнес-навыков, бизнес-культуры, присутствующих как у меня лично, так и у всей нашей компании, численность которой на сегодняшний день составляет свыше 300 человек. Это демократизм в общении, ориентация на бизнес-показатели, на здравые амбиции, достижение успеха путем здоровой конкурентной борьбы. Я считаю, что Америка – страна бизнеса, страна безграничных возможностей, где все ориентировано на успех путем здравого соревнования. Это действительно те самые принципы, которые мы проповедуем в своей компании, и в партнеры мы выбираем такие компании, которые пропагандируют и исповедуют именно такую культуру бизнеса.
- Тем не менее вы не отказались от мысли работать в России...
- Первый из наших проектов реализован в Сергиевом Посаде – строительство городского рынка. Конечно, между такими проектами, как реставрация особняков рядом с Центральным парком Нью-Йорка и строительством городского рынка в Сергиевом Посаде, лежит гигантская пропасть. Но мы приложили к этому проекту максимум усилий. Например, вся навигационная система выполнена с использованием творчества русских художников – купеческие бытовые сцены, адаптированные для современного потребителя. Здесь же – первый в городе эскалатор.
Говорят, что санитарно-технические условия, которые мы предлагаем посетителям рынка, превосходят все ожидания. Даже если нет необходимости совершать покупки, люди приходят на рынок отдохнуть, посмотреть, как может быть налажена жизнь. Второй объект, который мы строим в Сергиевом Посаде, – торгово-развлекательный и бизнес-центр, который откроется уже летом. Собственно, из этого и родилась идея создания в России сетей торгово-развлекательных и бизнес-центров. Будучи девелоперской компанией, мы ставили перед собой задачу строительства сетей бизнес-центров и торгово-развлекательных центров. Сейчас мы ведем переговоры по поводу продажи этих сетей крупному институциональному инвестору. То, что эти объекты входят в пакет, придает предложению некую добавочную стоимость. Это предложение для тех, кто хочет диверсифицировать свой портфель и заинтересован в присутствии на российском рынке недвижимости.
- У ваших торговых центров уже есть название?
- Да, на мой взгляд, очень удачное – “Счастливая 7Я”. Все города с зоной охвата 400 000–500 000 человек, в которых мы реализуем наши коммерческие проекты, в некоторой части купеческие. Жизнь в основном концентрируется на торговле: либо мы идем за покупками, либо пытаемся что-то продать. Мы хотели, чтобы наши торгово-развлекательные центры стали магнитом для городских жителей, чтобы там находилось занятие для всех членов семьи. В свою очередь, мы приложили все усилия для того, чтобы людям было там интересно, приятно и никогда не надоедало. По нашему замыслу на 1-м этаже обязательно будет карусель подобно той, которая была в заставке к сборникам мультфильмов “Веселая карусель”. Именно такая карусель должна стать атрибутом наших торговых центров “Счастливая 7Я”.
Обязательный набор там стандартный: супермаркет мирового класса, многозальный кинотеатр-мультиплекс, несколько якорных арендаторов, непременно фуд-корт, детский магазин, магазин бытовой техники, магазины для женщин, для мужчин, косметика, книги – в общем, те магазины и бутики, в которых может удовлетворить потребительский спрос любой житель города. Кроме того, мы ориентируемся на очень высокие стандарты культуры быта и цивилизации, поэтому, хотя у жителей тех городов, в которых мы работаем, уровень жизни несколько ниже столичного, мы предъявляем самые высокие требования к набору арендаторов, к качеству обслуживания самого центра. Поэтому нашим партнером по эксплуатации будет Sawatzky – компания с мировым именем, подбором арендаторов для нас занимаются компании Colliers International и Knight Frank. Первый
торговый центр откроется в июле в Сергиевом Посаде, затем откроются и другие комплексы – в Клину и Серпухове.
Таким образом, из бутиковой компании, которая ориентировалась на эксклюзивные проекты, мы стали компанией более массовой. Мировоззрение не изменилось, стратегия расширилась, но основные бизнес-принципы остались прежними.
- Какова доля собственных средств компании в бизнесе?
- У нас многоплановая структура финансирования проектов. Мы работаем с кредитными учреждениями, вышли на рынок ПИФов, в декабре 2006 г. выпустили первый облигационный заем, в конце года выпустим второй. До сих пор мы еще ни разу не занимались распределением прибыли среди акционеров – все средства вкладываются в новые проекты.
- Ваша компания будет работать только на рынке коммерческой недвижимости?
- Нет, на сегодняшний день у нас достаточно диверсифицированный портфель. Как я уже отмечала, у нас есть долгоиграющие проекты, связанные с инвестициями в коммерческую недвижимость (это торговые центры и бизнес-центры). Но у нас есть и ритейл-бизнес, который связан со строительством коттеджных поселков. Такая диверсификация помогает компании поддерживать постоянный положительный баланс. У нас есть четыре коттеджных поселка, в проекте еще два, с которыми мы только что вышли на рынок. Отличительная черта этих поселков – так называемый green development, мы ориентируемся на экологически чистое строительство из экологически чистых материалов и создание экологически чистого жилья для наших клиентов, конечных потребителей.
- Бытует мнение, что за термином “экологически чистые проекты” последует значительное увеличение продажной стоимости относительно рядовых проектов. Можно ли избежать надбавки за экологическую чистоту?
- Действительно, такое мнение весьма распространено. У некоторых при слове “экологически чистое жилье” возникает просто паника. Должна вас уверить, что это категорически не так. Надбавкой за экологическую чистоту является только здоровье. В любом процессе, в любой технологии существуют здравый смысл и здравый расчет. Возводя деревянные дома из бруса или цилиндрованного бревна, мы знаем, что это экологически чистые материалы. Используя камень, добываемый в районе 350 км от места строительства, вы не тратите гигантские средства и не сжигаете большое количество бензина на транспортировку. При вторичном использовании воды вы экономите водные ресурсы. При увеличении поверхности остекления вы помогаете продлевать световой день в помещении и тем самым экономите электричество. При активной посадке деревьев или просто отсутствии их вырубки вы способствуете очищению воздуха. И если каждый девелопер будет придерживаться первичных норм охраны окружающей среды, он уже внесет свою лепту в развитие экологичного строительства. Хотя, конечно, можно пойти дальше – использовать солнечные батареи для производства энергии, сделать геотермические колодцы для добычи тепла и охлаждения из недр земной коры (чем, собственно говоря, мы занимаемся в Нью-Йорке). Например, при строительстве коттеджных поселков не нужно использовать асфальт.
- А как же без него?
- Можно использовать брусчатку, природный камень, гальку, тогда в жаркую погоду не придется вдыхать битум.
- Есть ли у вас идеи масштабных проектов, которые вы еще не озвучивали?
- Мы скоро начнем проект Eco (Double Eco), о котором я уже говорила, – экономичное экологически чистое жилье. Это коттеджный поселок на площади примерно в 100 га в Истринском районе, в 30 км от Москвы, где будут использованы только экологически чистые материалы. Это будут небольшие доступные дома для той самой средней ниши рынка – работающая семья, имеющая двух детей, которая с помощью ипотеки может себе позволить загородный дом площадью 180–300 кв. м для постоянного проживания, реальную альтернативу покупке малогабаритной квартиры в Москве. За те же деньги семья будет жить в безопасном месте, дышать свежим воздухом, пользоваться богатейшей инфраструктурой Истринского района, занимаясь спортом, посещая кинотеатры, клубы. Рядом с поселком есть школы и детские сады. Работающие родители при этом час езды до работы тратят не на стояние в московских пробках, а на движение по трассе Рига – Москва.
- Кто разрабатывал архитектурную концепцию проекта?
- Это западное архитектурное бюро, которое позволит все наши требования к бизнесу и застройке воплотить в жизнь, – StudioAlhadeff.
- Сегодня вроде не лучшее время на рынке малоэтажного и коттеджного строительства...
- Вы говорите о стагнации? Наш проект мы будем позиционировать и рекламировать несколько иначе: что вы предпочитаете – 70 кв. м в микрорайоне Москвы или 250 кв. м за городом, где у вас есть школа, детский сад, свежий воздух, лужайка, возможность выехать в магазин, сходить в фитнес-клуб. Влияние на формирование покупательского спроса – это тоже наша задача. Мы помогаем нашим покупателям сделать выбор.
- По каким принципам ваша компания выбирает районы для работы? Многие инвесторы идут, как правило, в те районы, где легче работать.
- Все участки, которые у нас есть, были куплены на вторичном рынке. Выбирали, конечно, те, где мы видели большую экономическую выгоду при соблюдении тех или иных принципов, принятых у нас в компании. У нас нет коттеджных поселков на Рублево-Успенском шоссе или в 7 км [от МКАД] по Новой Риге. Мы брали с рынка то, что было возможно, и там, где экономическая формула срабатывала. Я должна сказать, что все наши поселки получились характерные, совершенно замечательные, все отличаются друг от друга, имеют свое лицо.
- Вы говорили о знакомстве с известными иностранными архитекторами. Вы смогли их привлечь для работы в России или им не подходят наши условия?
- У меня был очень хороший опыт общения с известными архитекторами в Нью-Йорке. Это компании HKL и HOK, одна из которых имела опыт восстановления Бейрута после бомбежек, а вторая реконструировала Вильямсбург как одну из главных исторических достопримечательностей XVIII в. Когда я пришла на российский рынок и увидела те продукты, которые предлагались, я сказала, что буду работать только с иностранцами. Причин достаточно: существенная экономия на конструктиве, совершенно замечательный обработанный дизайн, легкие конструкции, легкая возводимость и совершенно другой уровень строительства, архитектуры и инженерии. К сожалению, препоны, с которыми мы столкнулись, оказались поначалу непреодолимыми. Посражавшись 1,5 года, я отступила, и пришлось все-таки работать с русскими архитекторами. Сейчас мы привыкли, взаимопонимания стало больше. Сегодня мы работаем как с западными, так и с российскими архитекторами.
- Трудно ли работать на несколько стран и каким образом вы строите работу в других странах?
- Прежде всего находится проект, который может быть интересен. Под проект находится хотя бы один исполнитель – человек, которому можно доверять, который разделяет твою бизнес-этику, твои амбиции в части бизнеса. Если есть скелет, есть этот единственный человек и ему интересен проект, который ты ему предлагаешь, то все остальное уже работает само по себе. Не считая, конечно, того, что я должна постоянно жить в самолете.
- В каких других секторах рынка недвижимости вам бы хотелось себя попробовать?
- Я несколько раз пыталась обратиться к гостиничному бизнесу. Сейчас, кстати говоря, новая волна – например, в Америке все покупают гостиницы. Еще пять лет назад гостиницы перестраивались в жилые дома. А сегодня все опять охотятся за отелями. При правильном менеджменте и правильной экономической модели любой бизнес может быть эффективным, в том числе и гостиничный.
- Несколько слов о самых интересных проектах реконструкции особняков...
- В Нью-Йорке у нас был совершенно замечательный проект – реставрация особняка, находящегося на 64-й улице в Ист-Сайде. Это одно из лучших мест в Нью-Йорке, напротив отеля “Авеню Плаза”, в котором около 30 лет размещалась редакция газеты New York Observer. Редакция занимала особняк площадью около 3000 кв. м, а первоначально здание было построено для проживания одной семьи. Когда я зашла в это здание и увидела “плачущую” лепнину, прекрасные работы по дереву, с которыми долгие годы недостойно обращались, я мгновенно поняла, что там можно сделать. И хотя меня уверяли, что все предыдущие посетители просто шарахались и убегали (нельзя было разглядеть красоту интерьеров за стопками газет и компьютерными проводами), мы быстро купили особняк и пригласили дизайнеров принять участие в дизайн-шоу. Через 11 месяцев здание было очень успешно продано.
- Как изменилась стоимость здания после реставрации?
- Она утроилась. Практически при минимальном вложении, потому что когда мы устраиваем дизайн-шоу, то привлеченные дизайнеры реставрируют объект на свои собственные средства.
- Очень интересная модель. У нас пока такого еще нет.
- У нас просто не так много дизайнеров, для знакомства с творчеством которых любопытствующие готовы платить за входной билет $30.
- Несколько слов о своем дизайнерском опыте...
- Я вхожу в помещение и точно знаю, что с ним нужно делать. Знаю точно, что с ним будет после того, как я к нему прикоснусь. Поскольку я начинала работать как дизайнер, то умею ценить каждый сантиметр пространства так, чтобы он работал на благо обитателей. Самая главная задача – отказаться от каких-либо коридоров и закоулков, максимально открыть пространство, которое потом можно разделить в том или ином ракурсе. Это первая вещь, т. е. мы спасаем каждый сантиметр площади, а не превращаем ее в место для хранения хлама. Вторая вещь – в том, что твой дизайн должен быть однозначно привязан к месту, где находится объект, к архитектурным формам того или иного здания, в котором ты творишь. И третье – твоя личность, стиль жизни должны обязательно отразиться в проекте.
Если ты делаешь проект для рынка, существуют определенные постулаты и требования, которые нужно соблюдать, чтобы объект был максимально привлекательным. То есть сегодня модны белые стены и светлые полы, завтра – бежевый цвет и темные полы, сегодня моден версальский паркет, а завтра – камень... Ты просто должен постоянно балансировать, находиться на грани рынка, но всегда бежать немного впереди него, понимая, что актуальность является залогом успеха. К счастью, в Нью-Йорке мне уже удалось добиться узнаваемости своих проектов. За это мне платят немножко больше. Бренд в этом вопросе имеет большое значение.
- Где вы этому обучались?
- Честно говоря, это просто хобби, которое выросло в профессию. Я нигде этому не обучалась, просто читаю много книг, журналов, много смотрю по сторонам, посещаю выставки, дружу с большим количеством архитекторов и дизайнеров, которые с удовольствием делятся новинками, тенденциями.
- Ваши профессиональные кумиры?
- Мой любимый архитектор – Фрэнк Гэри. А в области дизайна у меня есть несколько любимых дизайнеров, которых я бы не называла кумирами. Мне очень нравится Заха Хадид, а если говорить о дизайне интерьеров, то это Франсуа Катро – ровесник и соратник Ива Сен-Лорана. Дизайн Катро нельзя не узнать. Я могу пролистать гигантское количество журналов и, если в них запечатлен дизайн Франсуа Катро, я обязательно его увижу.
- Насколько вы смогли преодолеть предосудительное отношение со стороны некоторых иностранцев к русским? Иногда оно все еще имеет место.
- Мне было достаточно легко в мире бизнеса. Мне значительно легче работать на Западе, находить и устанавливать партнерские, клиентские отношения, чем здесь. Собственно говоря, поэтому я, наверное, и уехала из России 20 лет назад. Если некоторые считают, что русские второсортны, если они говорят: “Oh, you’re Russian”, я очень сожалею. Значит, это не те партнеры и не те собеседники, с кем бы хотелось проводить время и делать бизнес. В последние несколько лет за русскими стали гоняться как за денежными мешками, что еще сильнее усугубило ситуацию. Никогда не следует недооценивать вторую сторону, поэтому лучше всегда думать о том, какое “послание” ты хочешь привнести в мир, и стремиться к этому, не рассчитывая на то, что где-то можно проехаться на дурачка. Нашей компании подобный подход категорически чужд: мы всех людей и клиентов воспринимаем чрезвычайно серьезно, это наше кредо.