Самоограничение не по нраву


Депутаты готовят к первому чтению правительственные поправки в БК (внесены в начале февраля), которые вводят с 2008 г. трехлетнее планирование бюджета, меняют порядок утверждения бюджетных инвестиций, ограничивают дефицит на уровне 2% ВВП.

Первое чтение запланировано на 7 марта. Чиновники уже фактически живут по новому законодательству: в начале марта Минфин внесет в правительство основные параметры бюджета 2008–2010 гг., а до конца апреля трехлетний бюджет попадет в Думу.

Депутаты поддерживают новую конструкцию бюджета, но собираются ее поправить.

Федеральный бюджет утверждается на три года, а региональные и муниципальные могут как сразу на три, так и на год со среднесрочным финпланом, отмечается в заключении комитета по промышленности. Полноценного трехлетнего планирования у муниципалитетов не получится, если к нему не перейдут и регионы. Ведь многие муниципальные бюджеты получают из регионов значительную долю средств и иначе не смогут прогнозировать доходы, считает председатель комитета Мартин Шаккум.

Такая же проблема возникнет у регионов, которые могут претендовать на субсидии из федерального бюджета, ведь требования к распределению субсидий в БК не прописаны.

Комитету по региональной политике не нравится замена фонда регионального развития фондом софинансирования расходов. Первый направлен на капитальные расходы, а второй – на текущие, объясняет председатель комитета Виктор Гришин. “Федеральный центр устранится от проблем развития регионов, что больно ударит прежде всего по дотационным субъектам”, – опасается он.

Оба комитета отметили, что первый трехлетний бюджет они будут вынуждены принять еще до получения отчета об исполнении бюджета 2006 г. Это помешает депутатам точно оценить бюджетные проектировки, считает Гришин. Не нравится депутатам и монополия комитета по бюджету и налогам при прохождении бюджета через Думу. Ведь по новой редакции БК все поправки в законопроект о бюджете должны поступать в бюджетный комитет и он может отклонять их, независимо от позиции профильного комитета.

Сам бюджетный комитет еще не оценил законопроект. Но член комитета Андрей Буренин отмечает, что роль законодательных органов значительно снижается: “Складывается ощущение, что Минфин все ведет к тому, чтобы бюджет утверждать постановлением правительства”.

Сокращаются полномочия депутатов по утверждению федеральных целевых программ. Проекты стоимостью до 600 млн руб. будут утверждать ведомства, более 600 млн руб. – правительство. Объекты сверх 10 млрд руб. удостоятся отдельной строки в бюджете, а объекты стоимостью от 100 млн до 10 млрд руб. тоже будут там записаны, но депутаты будут голосовать только за общую сумму таких проектов. “Дума должна голосовать не только за то, сколько выделяется средств, но и за то, на что они идут”, – считает зампред бюджетного комитета Андрей Макаров. К утверждению расходов по госинвестициям должны быть единые подходы, говорит председатель комитета по экономполитике Евгений Федоров. А Шаккум обращает внимание на то, что точный размер стоимости капстроительства определять непросто и он может меняться.

Если бюджет субъекта сформирован на один год, то муниципалитеты не могут распланировать свой бюджет на три, так как они в значительной степени зависят от субсидий и дотаций из региона, соглашается с опасениями депутатов директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. По данным Счетной палаты, лишь 7% муниципалитетов финансово состоятельны.

А превращение фонда регионального развития в фонд софинансирования не значит, что федеральный бюджет будет финансировать только текущие расходы, отмечает доцент экономфака МГУ Магомед Яндиев: “Это те же капитальные расходы, только отягощенные условиями федерального центра”.

Комментарии Минфина получить не удалось. Отчет об исполнении бюджета теоретически можно в 2007 г. внести раньше срока, считает чиновник Минэкономразвития. Он согласен, что БК не должен регламентировать работу депутатов с законами о бюджете.

А градация по размеру госинвестиций и порядок их утверждения – это один из вопросов, по которому окончательное согласие с Минфином достигнуто не было, и этот пункт может быть поправлен ко второму чтению, заключает чиновник.