Красноярский профицит


В крае работают “Норильский никель”, “Русал”, “Полюс Золото”.

Бюджет Красноярского края на протяжении последних пяти лет был дефицитным (см. таблицу). Самый большой дефицит был в 2005 г., тогда он достиг 3,3 млрд руб.

Но в прошлом году доходы при плане в 65 млрд руб. достигли 73,9 млрд, а профицит составил 8,8 млрд руб., или 12% доходов.

Прошлый год оказался успешным для края, отмечает председатель комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике регионального заксобрания Валерий Семенов. Цены на цветные металлы, от которых зависит доход бюджета края, во второй половине 2006 г. превысили исторический максимум, рассказывает он. Благодаря этому по итогам 11 месяцев поступление налога на прибыль выросло на 9,9 млрд руб., говорит Семенов. Валовой продукт региона вырос на 5%, а объем инвестиций превысил 100 млрд руб.

Больше половины профицита – 4,6 млрд руб. – было направлено на погашение регионального долга, который в результате уменьшился наполовину. Что делать с оставшимися деньгами, чиновники и депутаты пока не решили. Логично было бы направить средства на погашение запланированного на 2007 г. дефицита в 5,5 млрд руб., считает замруководителя департамента финансов края Михаил Котюков. Семенов согласен, но предлагает добавить денег и на социальные программы. Решение будет принято до конца I квартала.

Улучшилась финансовая ситуация и в других регионах. По итогам 11 месяцев осталось всего 10 убыточных регионов, причем большая часть дефицита – “мизерная”, отмечает гендиректор Экономической экспертной группы Александр Андряков. Кроме Красноярского края, из разряда дефицитных в профицитные смогли перейти, в частности, Ненецкий и Агинский Бурятский АО, Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Калмыкия, говорит Андряков. У первого из них по итогам 11 месяцев 2005 г. был дефицит в 2% от доходов, а за 11 месяцев 2006 г. – профицит в 40% доходов. Доходы региона выросли на 66%. Похожий рост доходов и в Агинском Бурятском АО: от дефицита в 6% доходов округ перешел к 40%-ному профициту.

В регионах, бюджет которых полностью зависит от цен на природные ресурсы, неожиданный рост доходов – это норма, говорит директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. “Однако хранить такой большой профицит не имеет смысла: не будут же регионы создавать собственные стабфонды”, – полагает Климанов, предлагая им наращивать расходы.