А давайте его напугаем?
Максима Иванова остановил гаишник. Досадно: Максим, владелец московской инвестиционной компании, как раз спешил на собственный день рождения. Милиционер неторопливо проверил документы (они были в порядке), зачем-то осмотрел салон машины, попросил открыть багажник… В багажнике лежал труп. «Я хочу позвонить адвокату», – пролепетал Иванов, в уме просчитывая, кому выгоден его арест. «Ладно, на первый раз прощаю, – лениво протянул гаишник, захлопнул багажник и махнул жезлом. – Проезжайте». И в этот момент, когда растерянность финансиста достигла пика, появилась его жена Татьяна: с днем рождения, Максим! Оказывается, это был всего лишь розыгрыш.
Сегодня подобные шутки только в Москве предлагают клиентам больше тридцати компаний – event-агентств, – и как раз на Новый год приходится пик спроса. По словам Евгении Шабашовой, менеджера продюсерского центра «Князевъ», у агентства сейчас особенно много заказов. А Юлия Урушадзе, руководитель агентства «Живи», говорит, что спрос за последние два года увеличился в три с половиной раза.
Откуда что берется
На Западе компании, организующие розыгрыши – practical jokes companies, – появились в начале 1980-х (одна из самых известных, Amazing Events, основана в Калифорнии в 1981-м), но прославил их фильм Дэвида Финчера «Игра», вышедший в 1997 году. Тоскующий от одиночества миллиардер в исполнении Майкла Дугласа получает подарок на день рождения: участие в странной игре, которая постепенно заменяет герою жизнь. Из респектабельного сверхбогатого зануды он в одночасье превращается в нищего гонимого аутсайдера: организаторы пресловутой игры оказались, похоже, гениальными мошенниками. В финале доведенный до отчаяния герой Дугласа пытается покончить с собой, бросившись с крыши небоскреба, но падает в заботливо натянутый внизу тент – все это лишь розыгрыш! Герой переживает катарсис, узнает вкус жизни и становится другим человеком. С деньгами тоже, как выясняется, все в полном порядке. Хеппи-энд.
Хорошие шутки
По словам Сергея Князева, владельца продюсерского центра «Князевъ», розыгрышей такого масштаба в России пока не устраивали: бюджеты нужны на порядок выше. Пока что в ходу сценарии очень короткие, чтобы объект раньше времени не догадался, что его разыгрывают. Зато неожиданность – обязательное условие, иначе не подействует. Классика жанра: гаишник, останавливающий вас, чтобы вручить подарок; альпинист, влезающий с букетом роз в окно вашего кабинета на восьмом этаже; табличка с вашим именем вместо названия улицы. Но бывают и гораздо менее безобидные шутки: инсценировка задержания (при этом у вас, к примеру, могут найти наркотики), а то и похищение. В любом случае человек должен пережить шок.
Барсам Гарибян, руководитель Moscow Event Agency, вспоминает, как одна клиентка хотела имитировать нападение на машину мужа, обстреляв ее из пневматического оружия. Словом, шутки бывают на грани фола, но, говорят в агентствах, случаев, чтобы обиженный объект розыгрыша попал в больницу с сердечным приступом или подал в суд на компанию, ни разу не было. Объяснение, считают в агентстве Svoy Group, в том, что розыгрыши чаще всего заказывают для близких людей, и клиенты хорошо знают, как те могут отреагировать на неожиданности. Кроме того, по договору ответственность за последствия розыгрыша заказчик берет на себя.
Агентства не всегда идут навстречу клиентам. Еще одна заказчица Moscow Event Agency хотела инсценировать посвящение мужа в масоны. «Положим, актеров для массовки мы бы легко нашли, но клиентка пожелала, чтобы мы организовали жертвоприношение, – возмущается Гарибян. – Например, зарезали бы курицу».
Тонкая психология
Подготовка розыгрыша может занять от одного дня до нескольких недель. Каждый сценарий разрабатывается индивидуально. Прежде всего менеджеры агентства пытаются составить психологический портрет объекта розыгрыша. Попутно оценивают и заказчика – как у него с чувством юмора, как далеко он готов зайти в розыгрыше, какие темы нельзя затрагивать: внешность? деньги? ревность? Если сценарий требуется сложный и необходимо познакомиться с объектом лично, заказчик может помочь подстроить «случайную» встречу, например, в кафе.
В подготовке всегда участвует психолог. По мнению Юлии Урушадзе из агентства «Живи» (психолога по образованию), самое важное в розыгрыше не зрелищность события, а эмоции, которые оно вызовет у объекта. «Мы не можем гарантировать, что человек получит определенные эмоции, – объясняет Юлия, – но делаем свой прогноз». Иногда заказчики рассчитывают как-то изменить душевное состояние разыгрываемого. Евгений Варакин, директор агентства Svoy Group, вспоминает клиентку, которая хотела повысить самооценку своей сестры и попросила, чтобы той весь день рождения делали комплименты незнакомые молодые люди.
Впрочем, говорит Светлана Горбачева, арт-директор агентства «Сюреаль», в половине случаев клиенты скрывают, что воспользовались услугами агентства: «Хотят, чтобы слава досталась только им».
Кто это заказывает
Ольга Нечаева, постоянная клиентка event-агентства «Живи» (она уже трижды заказывала там розыгрыши), считает, что подобное развлечение – единственное, что может вернуть человека в детство: «Розыгрыш привносит в жизнь немного абсурда, который выбивает нас из привычной жизненной колеи. Человек попадает в сказку, а об этом подсознательно мечтают все».
Но в агентствах считают, что большая часть клиентов ищут оригинальный подарок для близкого человека. «Мне же просто уже нечего тебе подарить», – оправдывалась перед мужем Татьяна Иванова, заказчица шутки с трупом.
Чаще всего клиентам около 30 лет или немного больше. Event-агентства единодушно утверждают: мужчины заказывают розыгрыши почти исключительно для любовниц, женщины – только для мужей. По словам Сергея Князева, большинство разыгрываемых – руководители высшего звена, которые привыкли контролировать все, что происходит во-круг них, и вдруг обнаруживают, что события развиваются по неизвестным им правилам, а привычная реальность разваливается.
«Заказчики розыгрышей – авантюристы, готовые платить за эмоции, а не за товар, – считает Светлана Горбачева. – И еще, они обычно очень любят тех, кого разыгрывают. Иначе не стали бы тратить время и силы на подготовку». По мнению Светланы Горбачевой, клиент должен быть полностью уверен в отношениях с объектом розыгрыша. В агентстве Сергея Князева вспоминают, как один из клиентов разыграл свою жену, поклонницу группы «Руки вверх». Во время выступления группы ей передали записку от солиста группы Сергея Жукова, где он приглашал ее на свидание. Зайдя за кулисы, женщина действительно увидела там музыканта с цветами и рядом... своего мужа.
И была очень разочарована.
Еще один популярный жанр – розыгрыши бизнес-партнеров: эффектный знак внимания нужному человеку. Правда, тут все сложнее. Генеральный директор одной из крупнейших российских металлургических компаний пожелал, чтобы на корпоративном праздновании Нового года его на глазах у сотрудников подняли на высоту пятого этажа на специальном помосте. Затем помост внезапно загорелся, и директор, объятый пламенем, рухнул вниз. Он ждал аплодисментов. Но в зале царила гробовая тишина: присутствовавшие поверили, что начальник только что погиб у них на глазах.
Еще один розыгрыш, более безобидный: перед корпоративной вечеринкой владелец московского банка превратился в бомжа. Загримированный и переодетый гримерами «Мосфильма», он буквально у входа в собственный банк клянчил деньги у прибывающих на вечеринку гостей. Никто из подчиненных его не узнал. В конце концов «бродяга» проник внутрь и стал хватать еду со столов. Розыгрыш раскрылся, когда сотрудники, видя необъяснимое бездействие охраны, попытались вывести его сами. Как объяснял сам банкир, он не просто хотел установить более неформальные отношения в коллективе, но и, увидев реакцию сотрудников на «попрошайку», составить лучшее мнение о них. Впрочем, подобные истории редкость. Как считает Светлана Горбачева, чаще всего в корпоративном празднике во главу угла ставится статусность: «одни пьют, другие поют». А розыгрыш делает зрителей участниками событий, часто нарушая субординацию в компании. Поэтому заказывают их не слишком часто.
Услуги и цены
«Скрипач за окном (до 15 мин.) – 8 тыс. рублей. Два скрипача – 15 тыс. Доставка любимых в окно – 8 тыс.». Это из прайс-листа агентства «Ярмарка развлечений». Любимых в окно доставляют нечасто: «Когда мы предлагаем клиентам пройти курс альпинистской подготовки, – рассказывает менеджер агентства Олеся Золотова, – большинство косятся на прейскурант, вспоминают про высокий этаж и... заказывают торт».
Клиенты агентства «Сюреаль» часто просят организовать романтические вечера: лимузин, внезапно возникший у подъезда, загородный отель, постель, усыпанная лепестками роз… Заказывают все это исключительно девушки как воплощение собственной романтической мечты.
Иногда к услугам агентств розыгрышей прибегают для организации «случайного» знакомства с объектом чувств (такую услугу предлагает, к примеру, Moscow Event Agency). Клиенты – только мужчины. Простейший способ – сделать так, чтобы клиент и объект его страсти оказались в лифте, якобы случайно застрявшем между этажами. Стоит это около $500, большая часть денег уходит на коррумпирование домоуправления или лифтера. Результативность знакомства не гарантируется.
Средним бюджетом «типового розыгрыша» считаются $3–5 тыс. К примеру, актер в багажнике обошелся жене финансиста в $5 тыс., а альпинист с розами стоит всего $500–600. На один день переименовать улицу – около $1000, а личное поздравление от президента России (вместо него появится двойник) – до $2000. Примерно с этой же суммы начинаются розыгрыши по индивидуальным сценариям.
В финале фильма «Игра» герой-миллиардер, увидев счет, выставленный организаторами игры, просто не верит своим глазам.
А потом произносит: «Oh, my God!»
«Живи», тел. 968 99 21, www.jivoe.ru
«Князевъ», тел. 207 97 71, www.knyazev.ru
«Сюреаль», тел. 950 50 44, www.sureal.ru
Moscow Event Agency, тел. 998 12 47, www.remontner.ru
Svoy Group, тел. 771 76 93, www.svoy-group.ru
«Ярмарка развлечений», тел. 974 74 39, www.yarmarkacom.ru