Помощники “Газпрома”


До середины 2005 г. “Тамбейнефтегаз” владел лицензией на Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение. Тогда “Газпромбанк-инвест” (“дочка” Газпромбанка) оформлял права собственности на 25,1% акций этой компании, но лицензия была переведена на принадлежащую Николаю Богачеву компанию “Ямал СПГ”. “Газпром” оспорил передачу лицензии в суде, по факту незаконного переоформления лицензии было заведено уголовное дело. В итоге Богачеву пришлось выйти из бизнеса.

О том, что вчера была закрыта сделка по покупке структурами, близкими к акционерам “Газметалла”, “Металлоинвеста” и их партнерам, по 74,9% акций “Ямал СПГ” и “Тамбейнефтегаз”, “Ведомостям” сообщил источник, близкий к “Металлоинвесту”. Эта компания вместе с “Газметаллом” владеет и управляет промышленными (металлургическими, горнодобывающими, машиностроительными и проч.) активами Алишера Усманова, Василия Анисимова и Андрея Скоча стоимостью $10 млрд. Сумма сделки, по словам собеседника “Ведомостей”, не превысила $400 млн.

На прошлой неделе “Газпромбанк-инвест” заявил, что выкупил у структур предпринимателя 25,1% акций “Ямал СПГ”. Оставшиеся акции, по словам Богачева, были проданы структурам, аффилированным с “Газпромом”.

Ими оказались компании Усманова и его партнеров. Усманов возглавляет “Газпроминвестхолдинг”, 100%-ную “дочку” газового монополиста.

Источник, близкий к руководству “Газпрома”, подтвердил, что акции “Ямал СПГ” выкупали компании Усманова и Анисимова. “Это проблемный актив, акции компании находятся в залоге, предприниматели приведут актив в порядок, после этого продадут “Газпрому”, – объяснил он такую схему. О том же говорит и другой источник, знакомый с деталями сделки. По его словам, акции “Ямал СПГ” находятся в залоге у одного западного фонда в обеспечение кредита на $85 млн. Освобождение пакетов из-под залога было одним из условий сделки, рассказывает источник, близкий к “Металлоинвесту”: по его словам, часть средств, привлеченных от сделки, Богачев направит на погашение долга.

Связаться с Усмановым и Анисимовым вчера не удалось. Источник, близкий к “Металлоинвесту”, соглашается, что актив был спорный и сделку удалось закрыть только благодаря тому, что переговоры вел сам Усманов.

“Покупатели не будут выступать стратегическими инвесторами, а стали участвовать в сделке, потому что <...> после приведения актива в порядок они могут заработать на перепродаже акций “Газпрому”, – говорит источник, близкий к руководству “Газпрома”. От официальных комментариев в “Газпроме” отказались.

Но близкий к “Металлоинвесту” источник уверяет, что Усманов и его партнеры приобрели этот актив не для перепродажи “Газпрому”, а будут самостоятельно его развивать. Эксперты в этом сомневаются. Освоение этого месторождения обойдется в $5,5–6 млрд.

“Южно-Тамбейское месторождение относится к числу стратегически важных, – говорит аналитик МДМ-банка Андрей Громадин, – и такой актив в современных условиях никак не может пройти мимо “Газпрома”. Поэтому, полагает эксперт, если Усманов с партнерами и купил долю в “Ямал СПГ”, то лишь с целью освободить ее от обременений и затем продать газовой монополии.