Сила в попкорне


Постепенное возрождение кинопроизводства в России стало возможно благодаря развитию системы кинопроката. Первый современный кинотеатр “Kodak-Киномир” открылся 26 октября 1996 г. в Москве. Кинотеатр стал совместным проектом корпорации Kodak и российской компании “Техсоюз”. К 2000 г. в России работало, по данным “Невафильм Research”, 56 кинотеатров, а к 2006 г. – 564 (1111 экранов). Сегодня 32% рынка контролируется 10 киносетями, им принадлежит 89 кинотеатров (357 экранов) по всей России. По оценке генерального директора сети “Киномакс” Бориса Асриева, по итогам 2005 г. оборот рынка операторов кинопоказа достиг $500 млн.

Кинотеатрам сети “Киномакс” кино приносит 50% средств, говорит Асриев. Это около $28,4 млн в год, уточняет он. В кинотеатрах “Инвесткинопроекта” кассовые сборы составляют 55–60% выручки, рассказывает директор по оперативному управлению сети Юлия Солдатова. В сети “Синема-парк”, по словам директора отдела маркетинга Алины Сигачевой, доходы от кинопоказа составляют 60–65%.

Кинотеатры получают 50% от кассовых сборов любого показываемого фильма, и их эта ситуация абсолютно устраивает. Российским же кинопроизводителям фиксированная доля кинотеатров кажется анахронизмом. “Это правило было принято тогда, когда кинотеатры не хотели показывать российское кино”, – рассказывает режиссер и продюсер Федор Бондарчук. Тогда производители были готовы на любые условия, лишь бы их фильм оказался на экранах. По мнению Бондарчука, сегодня ситуация в корне изменилась и принятые раньше правила тоже было бы правильно пересмотреть. “Плавающий процент был бы более адекватен”, – считает он. “Существующая формула абсолютно справедлива”, – уверен генеральный директор сети “Формула Кино” Андрей Терешок. Он считает возможным пересмотр условий только в пользу самих кинотеатров. “Думаю, справедливо будет снизить отчисления прокатчикам еще на пару процентов”, – полагает Терешок.

Вторым по величине источником дохода являются кинобары и организации общепита. “Кинотеатры зарабатывают на попкорне!” – с удовлетворением говорит международный менеджер компании Gold Medal (производитель оборудования для попкорна, сахарной ваты, хот-догов и т. д.) Роджер Фрейзер. По его словам, в США продажа посетителям еды и сувениров подчас является даже более важным источником дохода, чем кино. Сила действительно в попкорне, соглашается Сигачева. “На долю попкорна и напитков приходится около 85% всех доходов кинобаров”, – уточняет она. Заместитель гендиректора сети “Синема-парк” Кирилл Иванов рассказывает, что в Тюмени в кинобарах сети карамелизованный попкорн продают ведрами. “Люди, даже не собирающиеся смотреть кино, покупают его навынос”, – рассказывает Иванов.

“Инвесткинопроекту” и “Синема-парку” общепит дает до 25% выручки. “Киномаксу” жующие и хрустящие посетители приносят 35% дохода. “В “Киномаксе” собственными подразделениями являются кофейня Sun Cafe и пиццерия “ПиццаМакс”. Они наряду со специализированными барами приносят компании порядка $12 млн в год”, – говорит Асриев.

Кроме того, кинотеатры получают доход от разнообразных аттракционов (игровые автоматы, бильярд), установленных в фойе. Солдатова оценивает долю аттракционов в 12–15%, Асриев – в 5–7%.

Важным источником средств для кинотеатра является реклама. Как объясняет Сигачева, она бывает двух видов – наружная (плакаты, баннеры, и т. д.) и ролики перед фильмами. В кинотеатрах рекламируются как потребительские товары и услуги, так и новые фильмы. По оценке продюсера Сергея Члиянца, реклама в кинотеатрах приводит на фильмы до 20% зрителей. Доля и тип рекламы зависят от того, где расположен кинотеатр. “В Москве основной доход приносят рекламные ролики перед сеансами, доля этого вида рекламы может достигать 80%”, – говорит Сигачева. Заместитель генерального директора сети кинотеатров “Киномакс” Ирина Туманова говорит, что в 2005 г. ролики перед сеансами принесли сети $636 000, или 56% всех рекламных поступлений. Так как реклама такого рода стоит дорого, в регионах рекламодатели предпочитают плакаты и промоакции. Доход от рекламы Иванов оценивает в 3–4% выручки, Солдатова – в 2–5%, а Асриев – в 7%.

Еще несколько процентов выручки владельцам кинотеатров может приносить субаренда – если они не открывают свои рестораны и не ставят свои игровые автоматы, а приглашают операторов со стороны.