Борис Асриев, президент “Киномакса”
В отличие от ритейлеров, жалующихся на засилье иностранных конкурентов, владельцы российских сетей кинотеатров пока не имеют подобных соперников на рынке. Но ждут их. Борис Асриев, совладелец и президент сети “Киномакс”, планирует привести компанию к продажному виду к 2008–2009 гг. В интервью “Ведомостям” Асриев рассказал, как построить успешный кинотеатр и почему американская Kodak отказалась от своего кинопроекта.
– Как вы занялись бизнесом?
– Параллельно с окончанием института я учредил вместе с товарищем – однокурсником Игорем Анисимовым компанию “Техсоюз”, которая занималась дистрибуцией фототоваров. Это был бурно развивающийся рынок. Мы одними из первых предложили российскому потребителю продукцию Kodak, Polaroid, Canon, Nikon.
– А затем вдруг увлеклись кинопоказами?
– Идея открытия современного кинотеатра принадлежала тогдашнему директору российского представительства Kodak Тому Гарману. Он был большим энтузиастом кино и заразил этой идеей всех вокруг: Kodak решила построить киносеть в России. В 1996 г. открылся первый в стране кинотеатр современного уровня “Кодак Киномир”. Он был первым не только для России, но и для Kodak. Мы, как партнеры Kodak, принимали участие в разработке программы строительства общероссийской сети современных киноцентров. По этой программе Kodak открывала кинотеатры в Москве и Санкт-Петербурге, а мы – специально учрежденная для этого компания “Киномакс” – в регионах.
– И где вы открыли свой первый кинотеатр?
– Это был кинотеатр “Урал” в Челябинске. Мы его открыли в 1999 г. Мы тогда очень много ездили по регионам, смотрели десятки возможных площадок. В Челябинске все сложилось удачнее и быстрее всего, получился прекрасный большой двухзальных кинотеатр, расположенный в самом центре города. Мы предложили людям совершенно новое понимание понятия “поход в кино”, новую концепцию кинотеатра – с мягкими сиденьями, попкорном, звуком Dolby Digital, новыми качественными фильмами. По сравнению со старыми кинотеатрами это было небо и земля, и люди оценили это.
– Как строились ваши отношения с Kodak? Почему они отказались от дальнейшего развития кинобизнеса?
– Для Kodak московский кинотеатр стал одним из самых удачных проектов в мировом масштабе. Это был единственный в городе современный кинотеатр, и он пользовался бешеной популярностью. Но в 2000 г., почувствовав приближающийся кризис аналоговой фотографии, Kodak была вынуждена реструктурировать свой бизнес, сократить программы и штаты. Они приняли стратегическое решение сконцентрироваться в России на других направлениях своего бизнеса.
– А как с кризисом аналоговой фотографии справился “Техсоюз”? Вы продолжаете заниматься этим бизнесом?
– Да. В какой-то момент у нас был некоторый спад, но мы сумели вернуть и даже улучшить наши позиции на рынке. Успех “Техсоюза” связан с диверсификацией предлагаемых продуктов и с тем, что наши западные партнеры тоже не стоят на месте: они развивают цифровые направления. Желание людей фотографировать и видеть напечатанные фотографии в последние годы растет, поэтому перспективы у фоторынка есть.
– Как корпоративно устроен “Киномакс”?
– Учредителями “Киномакса” являются компания “Техсоюз” и несколько частных лиц. Я в “Техсоюзе” основной акционер. “Киномакс” состоит из управляющей компании, ее дочерних структур (17 кинотеатров) и департамента развития, который занимается поиском площадок, строительством новых кинотеатров, рекламной политикой.
– Каков оборот вашего бизнеса сегодня? Какова его динамика?
– Оборот компании в 2005 г. составил около $34 млн, что на 14% больше показателя 2004 г. К концу этого года мы собираемся его увеличить вдвое, где-то до $65–70 млн.
– Для российского кинобизнеса $34 млн в год это много?
– По сравнению с американским или европейским рынком, конечно, не много. Но выручка всей киноиндустрии в России – более $300 млн в год, а вместе с фастфудом и рекламой в кинотеатрах – чуть меньше $500 млн. Так что мы занимаем порядка 7% рынка. Я считаю, что это очень хорошие цифры.
– А какая динамика развития отрасли в целом?
– Российская киноиндустрия отличается высоким ежегодным ростом и в натуральных показателях, и по размеру выручки. Рынок растет примерно на 35–40% в год, что, по моему мнению, для бизнеса очень хорошо. Мало какая отрасль у нас в России может показать такие темпы роста.
– Рост обеспечивают столицы или регионы?
– Последние два года основной рост обеспечивают крупные региональные центры. Рынки Москвы и Санкт-Петербурга насыщены кинотеатрами, поэтому здесь большого роста оборотов не будет. Будущее за регионами, в основном за городами с населением от полумиллиона до полутора миллионов человек. Там количество киноцентров растет максимально быстро. И мы активно расширяем присутствие на рынках в Сибири, Поволжье, на Урале и юге России.
– Чем вы объясняете такой рост в регионах?
– Регионы немного отстают от Москвы в плане потребительских способностей населения и развития социальной инфраструктуры. В регионы только начинает приходить многое из того, что Москва пережила 3–4 года назад. Раньше экономическая среда не позволяла строить многозальные кинотеатры в регионах. Только сейчас там стали появляться большие торгово-развлекательные комплексы, где можно разместить мультиплекс. Только сейчас люди начали получать достаточную зарплату, чтобы позволить себе качественный досуг. Региональный рост объясняется возможностью найти хорошую площадку для достойного кинотеатра, где люди могут потратить деньги в свое удовольствие. И наличием этих денег.
– Цена билета в Москве и в регионах отличается в ваших кинотеатрах?
– Да. Если средний чек в Москве больше 150 руб., то в регионах – порядка 110–120 руб. Эта разница небольшая, но она есть и в ближайшей перспективе не исчезнет.
– А почему разница в ценах на билеты такая маленькая, ведь доходы в Москве выше?
– В Москве действительно есть группа очень богатых людей, чьи доходы на порядки превосходят доходы людей в регионах. Но если взять средний класс в целом, то в регионах зарабатывают меньше только приблизительно на 20–30%. Во-вторых, современные региональные кинотеатры ничем не отличаются от московских по качеству оборудования, интерьеру, звуку, уровню сервиса. Иногда в регионах строить кинотеатр даже дороже, потому что импортное оборудование мы везем через Москву, а его монтаж и наладку производят московские и европейские специалисты, для которых накладные расходы в регионах часто выше, чем в Москве. А в-третьих, если вы сравните цены на продукты питания или на любые другие товары массового потребления в Москве и регионах, то увидите, что они стоят примерно одинаково. Почему цены на билеты в кино должны сильно отличаться?
– Где вы собираетесь открывать новые залы?
– Из ближайших планов – в августе откроем 9-зальный кинотеатр в Казани, ближе к зиме – мультиплексы в Екатеринбурге и Томске. В этом году мы также полностью реконструируем уже работающие кинотеатры в Тюмени, Владимире и Челябинске. Из одно- и двухзальных сделаем полноценные мультиплексы. Это позволит нам в этом году практически удвоить свое присутствие на рынке.
– А потом?
– Планы на 2007 г. у нас еще более масштабные. Мы планируем открыть 10 мультиплексов в Москве и регионах. Это планы реальные и осязаемые, большинство договоров уже подписано, работы идут. А если говорить глобально, то в наших планах – стать лидером рынка, открыв до 2010 г. не менее 50 современных киноцентров. Может быть, выйдем на рынки ближайших соседей, на Украину и в Казахстан.
– Однозальных кинотеатров у “Киномакса” больше не будет, только мультиплексы? Почему?
– Мы открывали однозальники не от хорошей жизни. Просто мы были первыми. В 1997 г. меня пригласили в Бирмингем на открытие 43-зального кинотеатра, который построила корпорация Warner. Там, в Бирмингеме, где населения чуть больше миллиона и масса конкурентов, они открывали огромный комплекс на 43 зала! Мы уже тогда понимали, что будущее за таким форматом, но, к сожалению, в России строить их было негде. В регионах в то время просто не было площадок, чтобы построить мультиплекс на 3000–5000 кв. м. Не было частных инвесторов, которые строили торгово-развлекательные комплексы. Поэтому нам ничего не оставалось, кроме как идти в администрации городов, озабоченные проблемой ветхих доперестроечных кинотеатров, в которых функционировали дискотеки, автосалоны, мебельные магазины и проч., ничего общего не имеющие с кинопрокатом. Нам предлагали их арендовать и перестроить. Большого выбора у нас не было: использовали те площадки, которые были доступны, и открывали такие кинотеатры, которые могли на них разместить.
– Ситуация изменилась?
– Сейчас в Москве и регионах строится большое количество мегакомплексов, в которых можно разместить все, что нужно, и так, как нужно. У нас появился положительный опыт строительства киноцентра с нуля. В городах-миллионниках наиболее рентабельными являются 8–10-зальные кинотеатры, которые позволяют одновременно демонстрировать до 10 фильмов более чем для 1000 человек. В итоге в нашей сети останется единственный однозальник – кинотеатр “Киномакс-Победа” в Ростове. Это архитектурный памятник, который мы не можем ни расширить, ни перестроить. Но это исключение. Все остальные кинотеатры будут реконструированы в 4–5-зальные, а новые площадки мы строим не меньше чем на шесть залов. Меньше в современных условиях конкуренции нерентабельно.
– Ходили слухи, что в скором времени на российский рынок кинопроката выйдет корпорация Warner.
– Такие слухи действительно ходят уже несколько лет. Мы знакомы с топ-менеджментом Warner и в неформальных беседах обсуждали с ними планы развития. Они действительно считают Россию, Индию и Китай наиболее перспективными рынками. Но если в Китае они уже начали реализовывать программу, то Россия для них пока находится в стадии обсуждения. Полагаю, что в ближайшие один-два года они в России бизнес не начнут.
– Кто еще из западных сетей кроме Warner может прийти на наш рынок?
– В ближайшей перспективе этого никто не анонсирует, но в принципе прийти может любая сеть: Odeon, UCI, National Amusements, Regal Entertainment, AMC Entertainment – кто угодно.
– Как будет развиваться российский рынок кинопоказа?
– Рынок растет, и в нем растет доля сетевого бизнеса. Если 3–4 года назад рынок был распылен, особенно в регионах, то сейчас оформляется лидерство нескольких ведущих сетей, и в следующие несколько лет эта тенденция проявится еще более отчетливо. Возможно, будут сливаться крупные сети. Возможно, сети будут поглощать несетевые региональные кинотеатры. А западные сети однозначно придут.
– Они придут и купят уже готовую российскую сеть или будут строить кинотеатры?
– Скорее всего, они примут компромиссный вариант: купят существующую сеть, чтобы быстро выйти на рынок, и параллельно будут искать новые площадки. Строительство кинотеатра с нуля занимает в среднем 1,5–2 года.
– Сколько стоит открыть кинотеатр?
– Во-первых, это зависит от того, покупаете ли вы недвижимость или арендуете. Во-вторых, от того, сколько залов вы открываете, какого размера эти залы, сколько посадочных мест. В среднем открыть зал стоит порядка $400 000.
– И за какой срок эти деньги окупаются?
– Раньше зал окупался за три года, а сейчас мы в бизнес-планах пишем: “Сроки окупаемости проекта – 4–5 лет”.
– Почему?
– Конкуренция становится более жесткой, стоимость билетов практически не увеличивается. А расходы растут: растут ставки арендной платы, растет статья строительных расходов, зарплата растет. Поэтому и сроки окупаемости проектов сдвигаются.
– Вы недавно объявили о планах проведения IPO. Зачем?
– Наша амбициозная программа развития требует вложений. Сегодня нам хватает собственных средств и банковских кредитов. Но уже в следующем году мы планируем направить на развитие бизнеса порядка $50 млн. В таком объеме мы не можем вырвать из оборота собственные средства компании. Придется искать другие ходы. Возможно, это будет выпуск облигаций. Но мы уже думаем про IPO в 2008–2009 гг., когда “Киномакс” приблизится к пику формы. В любом случае сейчас мы реструктурируем компанию, переходим к форме открытого акционерного общества. Наша задача – повысить качество корпоративного управления, сформировать эффективный совет директоров, сделать бизнес более прозрачным. Мы рассматриваем возможность IPO не потому, что это модно и красиво, а для того, чтобы поддержать ресурсами бурный рост компании.
– На какой бирже будете размещаться?
– Наши консультанты к этому вопросу еще не подходили. Пока мы на первой стадии процесса.
– Нет ли планов заняться производством кино, а не только прокатом?
– У нас есть небольшой опыт, мы продюсировали несколько фильмов. Но ничего хорошего они нам не принесли. Производство кино – это огромная работа, требующая массу времени, ресурсов, энергии и опыта. На мой взгляд, это отдельный вид бизнеса. Нельзя снимать кино в свободное время, в качестве хобби, чтобы увидеть на большом экране жену или любовницу.
– В России научились делать коммерчески успешные фильмы?
– У нас начинают снимать хорошие фильмы, но пока их очень мало. Я говорю не о художественной ценности фильма, я не искусствовед, я коммерсант. В последние два года российские фильмы ставят в прокате рекорды, но коммерчески успешные фильмы пока можно сосчитать по пальцам одной руки – 2–3 фильма в год. Радует, что они есть, но в целом соотношение сборов российских и голливудских фильмов пока далеко от 50 на 50.
– Чего пока с точки зрения коммерсанта не хватает нашему кино?
– Даже очень хороший фильм может не собрать денег в прокате, если у него нет достаточного промоушна. Успешность фильма зависит от того, насколько он красиво и грамотно подан зрителю. Вы должны сделать к фильму яркий фантик, красивую упаковку, и тогда зритель придет. А пока многие успешные фильмы с художественной точки зрения, как правило, неуспешны коммерчески.
– Насколько важна реклама для кинотеатров?
– Это доходный вид бизнеса для любого нормального кинотеатра. За прошлый год мы заработали на рекламе около 20 млн руб. Это и показ роликов перед фильмами, и размещение внутри кинотеатров визуальных объектов, начиная от постеров и заканчивая презентациями автомобилей, это совместные рекламные кампании. Но есть проблемы с ограничением наших рекламных возможностей. Мы уже давно не имеем права показывать рекламу тяжелого алкоголя, а с 1 июля для нас оказалась под запретом реклама сигарет и пива, даже на вечерних и ночных сеансах. Это, конечно, серьезный удар по отрасли. Мы вынуждены повышать цены на билеты.
– В чем суть конфликта вокруг авторских прав на музыку в кино?
– Общий сбор от показа фильма делится пополам между прокатчиком и кинотеатром. Прокатчик из своей доли рассчитывается с продюсерами фильма, а также выплачивает гонорар авторам, которыми по закону являются режиссер, сценарист и композитор. А кинотеатр из своих 50% отчисляет 3% композитору. Мне это непонятно, ведь мы не продаем музыку отдельно, мы ее показываем вместе с фильмом. И платим мы не музыкантам, а неким авторским обществам, которые представляют интересы других авторских обществ, которые, в свою очередь, представляют интересы третьих и т. д. Композитора в конце этой цепочки не видно. У меня есть подозрение, что до Эннио Морриконе, как и до других западных музыкантов, ни один цент из наших денег не дошел. Мы пытались судиться, но нынешнее законодательство не способно защитить ни наши интересы, ни интересы музыкантов.