Конец лесной войне

Коган (слева) решил заниматься лесным бизнесом отдельно от Дерипаски
Коган (слева) решил заниматься лесным бизнесом отдельно от Дерипаски / Д.Гришкин

Летом 2002 г. Дерипаска решил взять в союзники основного владельца питерского Промышленно-строительного банка (ПСБ (СПб) Владимира Когана. Бизнесмены объявили, что создадут холдинг, куда помимо Братского ЛПК, Котласского ЦБК и активов Когана войдут Архангельский ЦБК. У самих партнеров в то время не было и блокпакета акций Архангельского ЦБК, а сейчас их общая доля достигает 33,6%, а контролировал комбинат руководитель группы “Титан”, ныне депутат Госдумы Владимир Крупчак. Долю Когана в “Континенталь Менеджменте” партнеры не раскрывали, а источник, близкий к “Базэлу”, оценил ее в 25%.

“Лесные войны” начались осенью 2001 г., когда структуры председателя совета директоров “Базового элемента” Олега Дерипаски собрали крупные пакеты Усть-Илимского ЦБК и Братского ЛПК, а потом вынудили “Илим Палп” выкупить их за $200 млн. Мир длился недолго: весной 2002 г. 83% акций Братского ЛПК и 61% Котласского ЦБК, принадлежащие “Илим Палпу”, были арестованы, а вскоре Северо-Западное отделение РФФИ продало их за $100 млн структурам “Континенталь Менеджмента”. “Илим Палпу” в буквальном смысле пришлось держать оборону комбинатов. Прорваться на предприятия новые владельцы не смогли.

К концу 2003 г. судебная война зашла в тупик: противники обзавелись кипами взаимоисключающих судебных решений, а у комбинатов “Илим Палпа” образовалось по два реестра акционеров и совета директоров. С весны 2004 г. бизнесменам пришлось прекратить кампанию и сесть за стол переговоров.

Как стало известно “Ведомостям”, на прошлой неделе переговоры успешно завершились: “Базэл”, “Илим Палп” и ПСБ (СПб) подписали мировое соглашение. Об этом сообщил Юрий Свердлов, вице-президент Банкирского дома “Санкт-Петербург“ (куда входит ПСБ (СПб). Его слова подтвердил замгендиректора по связям с общественностью “Континенталь Менеджмента” Александр Ампилогов. Подробности Ампилогов уточнять не стал, а источник в “Базэле” сообщил, что компания продала спорные акции предприятий “Илим Палпа” неким “банковским структурам”.

По словам Свердлова, суть соглашения в следующем. ПСБ (СПб) получает блокирующие пакеты во всех предприятиях “Илим Палпа” с правом увеличения этих долей до 50%. ПСБ будет покупать акции у нынешних акционеров “Илим Палпа” пропорционально их нынешним долям; Свердлов не уточнил, у кого именно. В “Илим Палпе” своих основных владельцев не называют, а участники рынка считают, что доли в компании распределены между петербургскими предпринимателями Захаром Смушкиным и братьями Борисом и Михаилом Зингревичами.

Одновременно банк продаст “Базэлу” 20% Архангельского ЦБК и свои доли участия в предприятиях, входящих в “Континенталь-Менеджмент”. Источник в “Базэле” подтвердил эти договоренности.

Знакомому с ситуацией инвестиционному аналитику такой размен показался неравноценным: он считает, что структуры Когана получили от сделки больше всех, а “Базэл” как минимум мог рассчитывать на компенсацию судебных издержек в $100 млн. Свердлов отказался сообщить, предусматривает ли сделка отступные “Базэлу”.

Директор по информации и общественным связям “Илим Палпа” Святослав Бычков подтвердил “Ведомостям”, что ПСБ (СПб) станет владельцем пакета акций “Илим Палпа”, но уточнил, что сделка еще не завершена. По словам Бычкова, вскоре компания вернется к вопросу о размещении своих акций на западных биржах. Но этот вопрос теперь придется решать с Коганом: по словам Свердлова, ПСБ (СПб) введет своих представителей в советы директоров предприятий “Илим Палпа” и хочет участвовать в операционной деятельности.

Во время лесной войны все вовлеченные в нее спорные активы были неликвидными, убежден бывший топ-менеджер “Илим Палпа”, а ныне председатель совета директоров Объединенной финансовой группы Михаил Мошиашвили. Зато теперь у компаний есть большие перспективы роста. Если “Илим Палп” сумеет консолидировать свои предприятия и перевести их на единую акцию, реструктурировать систему управления и оптимизировать затраты, то стоимость компании может достигать $1,8 млрд, если нет – $1–1,2 млрд. Директор департамента общественных связей РАО “Бумпром” Сергей Ветчинин считает окончание “лесной войны” благоприятным сигналом для потенциальных инвесторов, которых отпугивали постоянные конфликты в этой отрасли. По его мнению, несмотря на то что “Илим Палп” отдал часть своих акций в ЦБК, взамен он получит мощного финансового союзника в лице ПСБ, а также Внешторгбанка. Старший вице-президент ВТБ Алексей Акиньшин сообщил, что банк как будущий акционер ПСБ (СПб) заинтересован в этой сделке, поскольку она увеличит стоимость его активов.