Перемены в “КампоМосе”
Компания Campofrio Alimentacion начала реструктуризацию своих операций в России, цель которой – остановить сокращение ее доли на этом рынке, сообщила в конце прошлой недели испанская газета Expansion. По данным газеты, в ходе реструктуризации Campofrio обновит управленческий состав компании Campomos, изменит систему продаж, увеличит вложения в рекламу и снизит затраты. Этими преобразованиями займется Федор Огарков, который в апреле перешел из группы “Русагро” на пост гендиректора “КампоМоса”.
Последнее время дела у российского подразделения Campofrio шли неважно. Выручка компании в первом полугодии, по данным FT, составила 48 млн евро, что на 5% ниже уровня аналогичного периода прошлого года и на 25% ниже доходов первого полугодия 2002 г. Expansion также сообщила со ссылкой на неназванный источник в отрасли, что Campofrio рассматривает возможность продажи всего российского подразделения, как уже поступила с польской Morliny. В начале августа эту компанию за $50 млн у Campofrio купила американская Smithfield Foods, крупнейший американский производитель и переработчик свинины с годовым оборотом в $10 млрд.
В испанском офисе Campofrio информацию о возможной продаже “КампоМоса” назвали выдумкой. “Наоборот, мы собираемся расширяться и укрупняться”, – заявил представитель Campofrio. Не подтвердил эту информацию и Огарков. По его словам, группа намерена инвестировать в Россию часть средств, полученных от продажи польского мясокомбината. Возможна либо покупка действующего мясокомбината, либо строительство нового, уточнил он, отказавшись сообщить подробности.
Президент Мясного союза Мушег Мамиконян Мамиконян предполагает, что средства для покупок испанцам может выделить группа Smithfield Foods, потратившая в 2004 г. на покупку 22,4% акций Campofrio около $140 млн. Стоимость Останкинского мясокомбината президент Мясного союза оценивает в $100 млн, Царицынского – в $150 млн, Микояновского – в $250 млн, Черкизовского – более чем в $350 млн. А сегодня делегация Campofrio приезжает на Останкинский мясокомбинат. Впрочем, директор Останкинского Михаил Попов утваерждает, что речь идет об обычной ознакомительной поездке: “за год это уже четвертая встреча – испанцы просто изучают опыт”. “Продавать “Микояновский” иностранцам я не хочу”., – уверяет он.
Мамиконян также допускает, что Campofrio могла принять решение о продаже российских активов – из-за плохого финансового положения группы. В отчетности компании говорится о снижении в 2003 г. продаж по сравнению с 2002 г. почти на 400 млн евро. Среди основных негативных факторов Campofrio указала в своем отчете и “неблагоприятный эффект изменения курса евро к рублю и польскому злотому”. Покупка “КампоМоса” может быть выгодна “Микояновскому” и “Черкизовскому” холдингам, а также Царицынскому или Останкинскому мясокомбинатам, считает Мамиконян. Такое приобретение сделает любого из них безусловным лидером на российском рынке мясных продуктов. Мамиконян оценивает стоимость “КампоМоса” в $80 млн. Но ни один из возможных покупателей вчера не проявил интереса к активам конкурента. Начальник отдела по связям с общественностью группы “Царицыно” Вячеслав Кочеров и гендиректор компании “Эксима” (владеет “Микояновским”) Николай Демин заявили, что их компании инвестируют в расширение собственных мощностей и не планируют покупки. Президент АПК “Черкизовский” Игорь Бабаев заявлял, что в Москве ничего покупать не будет. “Я знаю лично владельцев Campofrio и поэтому могу точно сказать: за “КампоМос” они запросят намного больше $80 млн и потому покупателей в России не найдут”, – говорит директор крупного московского мясокомбината.