$100 млн на цистерны
Международная финансовая корпорация (IFC) впервые стала сотрудничать с российскими железнодорожными перевозчиками. Совет директоров IFC уже одобрил предоставление $40 млн компании "Северстальтранс", а завтра решит выделить $60 млн транспортной компании "Русский мир".
"Северстальтранс" - крупный железнодорожный экспедитор, эксплуатирует более 17 000 полувагонов и цистерн, контролирует морские порты Туапсе и Восточный, участвует в капитале контейнерных терминалов в Санкт-Петербурге, Владивостоке и Новороссийске. 50% акций "Северстальтранса" принадлежит "Северсталь-групп", другие 50% контролируются менеджерами компании.
Группа компаний "Русский мир" - крупнейший в России частный перевозчик нефтеналивных грузов по железной дороге, владеет более 14 000 цистерн. Управляет цистернами "Русского мира" и "СФАТа" и продает транспортные услуги клиентам управляющая компания "ОТЭКО" (Объединенная транспортно-экспедиторская компания). 100% акций группы "Русский мир" принадлежит голландской Malmros Continental Property Company B.V. , близкой к предпринимателю Мишелю Литваку.
Представитель московского офиса IFC Неждана Букова рассказала "Ведомостям", что 21 января совет директоров Международной финансовой корпорации одобрил предоставление кредита в $40 млн компании "Северстальтранс" на приобретение нефтеналивных цистерн, а также грузовых локомотивов. Это подтвердил "Ведомостям" и коммерческий директор "Северстальтранса" Никита Мишин. "Речь идет о строительстве более 1000 цистерн. Кроме того, в 2004 г. мы рассчитываем обзавестись собственной локомотивной тягой - купить 20 - 25 магистральных грузовых тепловозов. Часть этой программы профинансирует IFC, которая дает долгосрочный кредит (более 5 лет) и по выгодной ставке", - говорит Мишин. Впрочем, по его словам, детализированное кредитное соглашение будет подписано лишь в феврале.
Кроме того, Букова из IFC сообщила, что 29 января совет директоров корпорации планирует рассмотреть вопрос о выделении кредита еще одному российскому перевозчику, причем тоже на строительство цистерн. IFC готова профинансировать $60 млн из вагоностроительной программы "Русского мира" в $125 млн. В компании "ОТЭКО", управляющей бизнесом "Русского мира", отказались от комментариев. Но при рыночной стоимости новой цистерны в $35 000 - 36 000 получается, что IFC профинансирует строительство 1700 из 3500 цистерн для "ОТЭКО".
Представитель одной из железнодорожных лизинговых компаний считает логичным, что крупные игроки железнодорожного рынка обращаются за финансированием к подразделению Всемирного банка. "Деньги IFC - длинные и дешевые. Я думаю, это 6 - 7% годовых на срок до семи лет, в то время как банки и их лизинговые подразделения финансируют приобретение подвижного состава исходя из ставок в 12 - 16% , причем на срок от трех до пяти лет", - говорит эксперт.
"В России тяжело привлечь длинные деньги на вагоностроение, - говорит гендиректор управляющей компании "Дело-Центр" Владимир Яковина. - Но с нашей точки зрения, рынок цистерн перегрет. Цены на цистерны за последние два года выросли примерно на 40% , а заказы на вагоностроительных предприятиях расписаны на полгода-год вперед. Это вызывает вопросы о сроках окупаемости цистерн в будущем".