В Рунете начались увольнения


В крупнейших российских интернет-компаниях начались сокращения сотрудников. Руководители ведущих порталов заговорили о смене стратегии. Это, впрочем, не означает, что Рунету приходит конец. Просто компании, появившиеся в 2000 г. на волне инвестиционного бума, начинают функционировать по законам остального бизнеса.

После нескольких месяцев "интернет-истерии", когда компании одна за другой сообщали о приобретении новых ресурсов и продаже своих акций западным венчурным капиталистам, наступил антиклимакс. По оценке президента компании IMHO Арсена Ревазова, объем рекламного рынка в Интернете в этом году составляет никак не более $3,5 млн, если учитывать только реальные платежи, а не бартерные взаимоотношения между сайтами. "Большие игроки сжимаются, чтобы соответствовать реальным доходам, которые ожидаются от этого рынка", - объясняет аналитик Brunswick UBS Warburg Александр Андреев. Наиболее заметное проявление новой стратегии - это сокращение сотрудников интернет-компаний. "Это происходит во всех крупных компаниях. Это ответ на падение рынка и на более тяжелый режим получения нового финансирования", - говорит президент NetBridge Юрий Мильнер. Компания NetBridge, владеющая популярными интернет-ресурсами Molotok.ru, 24x7 и narod.ru, месяц назад уволила 50 из 120 сотрудников. Компания Port.ru в октябре рассчитывала получить очередное финансовое вливание от американских частных инвесторов. Но, по словам гендиректора компании Евгения Голанда, пока этого не произошло. Port.ru пришлось расстаться с двумя ключевыми сотрудниками - Андреем Табуринским (он отвечал за электронную коммерцию) и Никитой Корзуном (он занимался развитием портала port.ru). Как пояснил Сергей Шестаков, исполнительный и финансовый директор Port.ru, эти люди создали для компании "стратегию бурного роста", "но на нее нет денег. Поэтому они ушли".

Своего рода "режим экономии" введен и в проекте eStart. Как пояснил Михаил Дубик, управляющий директор этого развлекательного портала, принадлежащего холдингу Independent Media (одному из акционеров "Ведомостей"), в течение двух месяцев тестировались разные элементы содержания ("контента") на предмет привлекательности для посетителей и рекламодателей. В итоге решено ликвидировать, в частности, отдел новостей. Его сотрудники были уволены. "Новостных ресурсов столько, что нет смысла производить новости самостоятельно", - говорит Дубик. Нельзя сказать, что увольнения в интернет-компаниях связаны с тем, что на рынке кончились деньги. "У всех инвестфондов та же проблема, что и в начале года, - найти, куда бы эти деньги вкладывать", - говорит Андреев. Проблема для интернет-компаний состоит лишь в том, что теперь инвесторы требуют предоставить конкретные планы возврата инвестиций вместо планов по привлечению аудитории.

Но некоторые лидеры рынка собираются не переписывать планы, а пристально следить за "соседями" по Рунету. "Если конкуренты начнут развиваться медленнее, то мы тоже не будем рваться вперед, а просто будем работать, чтобы сохранить свое лидерство", - говорит директор по маркетингу Rambler Group Михаил Ханов.

Впрочем, иногда кажется, что окна наблюдающих за конкурентами выходят на кладбище. Вчера, например, закрылся еще один интернет-проект. На сайте электронного магазина Lozhka.ru висит объявление: "Магазин закрыт на учет".