"33 коровы" размножаются
Одна из самых популярных марок молочной продукции на московском рынке - "33 коровы" - осталась без "пастуха". Останкинский молочный комбинат (ОМК), добившись в суде отмены регистрации этого товарного знака, собирается со следующей недели начать выпуск собственных продуктов под маркой "33 коровы". Очаковский молочный завод (ОМЗ), по заказу которого в 1997 г. была создана эта марка, обвиняет конкурентов в "интеллектуальном пиратстве" и собирается продолжать судебные разбирательства, но помешать выпуску одноименной продукции пока не может. Марка "33 коровы" была создана рекламным агентством Young & Rubicam в 1997 г. Идеей для марки послужила песня "33 коровы" из кинофильма "Мэри Поппинс, до свидания! ". 7 ноября 1996 г. авторы песни - композитор Максим Дунаевский и поэт Наум Олев - заключили договор о переуступке прав на свое произведение ООО "Дельта-Формат" сроком на пять лет. В договоре отсутствовал пункт о переуступке права на товарный знак - лишь на "воспроизведение, распространение и рекламу... на любых аудиовизуальных носителях". Решив в 1997 г. зарегистрировать товарный знак "33 коровы", представители ОМЗ обнаружили, что "одна московская фирма" сделала это на день раньше. В 1997 г. партнер ОМЗ - производитель упаковки компания Tetra Pak - выкупил права на этот торговый знак, установленные договором от 7 ноября 1996 г. По данным маркетингового агентства "КОМКОН", в Москве марку "33 коровы" знают 34,4% людей, потребляющих молоко. В общероссийском масштабе эта цифра несколько меньше - 14%. 14% москвичей покупают молоко под маркой "33 коровы". По оценкам агентства GfK, ОМК занимает около 4,5% столичного рынка, ОМЗ - 2,2%, а Wimm-Bill-Dann - 32%.
В феврале этого года ОМК заключил с Наумом Олевым собственный договор, по которому комбинат получил все права на стихотворение "33 коровы" на 25 лет. Договор предусматривал предоставление всех прав на использование текста стихотворения, а также право на регистрацию товарного знака без ограничения по классам товаров и услуг.
Летом 2000 г. ОМК подал в апелляционную палату Роспатента иск об отмене регистрации марки "33 коровы" на партнера "Очаково" и выиграл его. "В ходе судебного разбирательства очаковцы так и не представили нам настоящего договора, а только его ксерокопию, - говорит Игорь Евграфьев, начальник юридического управления ОМК. - Старый договор предусматривал лишь предоставление права на использование стихотворения в рекламных целях, там не было речи о регистрации товарного знака". Юристы "Очакова" подали апелляцию в Высшую патентную палату. Отмена регистрации прав на "33 коровы" делает ОМЗ первым в очереди на этот товарный знак, считают на заводе. Пока же марка остается бесхозной, и на Останкинском молочном комбинате уже готовы начать выпуск товаров под этим названием. Как сообщил "Ведомостям" Александр Шевченко, генеральный директор ОМК, молочные продукты "33 коровы" поступят в продажу на следующей неделе. "Мы будем позиционировать эту продукцию в высоком ценовом сегменте, для особо взыскательных покупателей", - говорит Шевченко. Продукты под новым брэндом "33 коровы" составят около 10% от ежесуточно выпускаемых 200 т, а цена будет на 10 - 15% выше, чем на остальные брэнды компании. Упаковка, в которую собирается фасовать свою продукцию ОМК, практически неотличима от очаковской - разве что пачки несколько иные по форме: на темно-зеленом фоне нарисованы 33 пятнистые коровы, название марки выполнено в одном стиле и написано синими буквами.
"Мы будем пресекать выпуск нашей марки сторонними предприятиями. Мое личное отношение к этому "проекту" - когда у компании нет собственного сильного брэнда, его пытаются отобрать у конкурентов, - говорит Виктор Юрин, генеральный директор Очаковского молочного завода. - Насколько я знаю, Олев предоставил нам право на коммерческое использование текста песни сроком на пять лет еще в ноябре 1996 г. ". Tetra Pak, поставившая в 1997 г. на ОМЗ по лизинговой схеме упаковочную линию стоимостью $5,5 млн и ежегодно продающая упаковку на завод на несколько миллионов долларов, решила устраниться от судебных тяжб. Как сообщил "Ведомостям" менеджер по корпоративным коммуникациям компании Сергей Лепнухов, в дальнейшем права на товарный знак "33 коровы" Очаковский молокозавод будет отстаивать самостоятельно. Более того, Лепнухов заявил, что Tetra Pak готова поставлять упаковку "33 коровы" и на "Останкино", "если это не будет нарушать ничьих законных прав и интересов".