"Норильский никель" испытал подлодку
На прошлой неделе РАО "Норильский никель" завершило макетные испытания атомных подводных лодок, на которых компания надеется перевозить свой металл, обходясь тем самым без помощи ледоколов.
Как сообщили "Ведомостям" в пресс-службе "Норильского никеля", в ходе испытаний, проведенных на базе петербургского НИИ Арктики и Антарктики, был опробован макет "подводно-надводного транспортного судна" на базе атомной подлодки "Тайфун" с измененной головной частью. Опыты показали, что лодка такой модификации смогла бы сама выполнять функции ледокола и колоть лед толщиной до 215 см в морской воде и до 150 см - в пресноводном устье Енисея. Грузоподъемность "никелевой подлодки" установлена в пределах 12 000 т груза.
Идея возить металл подлодками возникла у руководства РАО в прошлом году. Сейчас продукция "Норильского никеля" транспортируется из района Дудинки в Мурманск сухогрузами при поддержке атомных ледоколов, являющихся госсобственностью и находящихся в оперативном управлении у Мурманского морского пароходства (ММП). Ставки потонного сбора - тарифы, применяемые ММП для расчета стоимости ледокольных услуг, - ежегодно определяются специальным соглашением между пароходством и "Норникелем". Сейчас металлурги платят $11,35 за тонну. Но эти расценки РАО не очень устраивают, поэтому "Норникель" и придумал почти фантастическую идею с подлодками.
Себестоимость переделки достаточно высока: она оценивается в $72 - 80 млн за одну подлодку. В связи с этим в "Норильском никеле" подчеркивают, что, несмотря на обнадеживающие результаты технических испытаний, необходимо тщательно оценить экономическую эффективность проекта. В частности, теперь предстоит выработать наиболее экономные технологии погрузки-разгрузки подводного транспорта в портах. До Европы подлодка, конечно, не поплывет: металл будет перегружаться в одном из российских портов (выбор между Мурманском и Архангельском еще не сделан), а далее - перевозиться сухогрузами.
В этом проекте далеко не все решают деньги. По межправительственным соглашениям России и США списанные атомные подлодки ВМФ подлежат утилизации.
Кроме того, пока не ясно, кому будут принадлежать переоборудованные лодки: например, останутся они на балансе Минобороны или будут переоформлены на какую-то иную госструктуру. Один из вариантов, обсуждаемых "Норильским никелем", - создание совместной транспортной компании, которой подлодки передавались бы в аренду.
В "Норильском никеле" признают, что альтернатива "ледокольному" варианту появится не раньше 2002 - 2003 гг. и для ее создания понадобится не менее трех подлодок (пока речь идет лишь об одном экземпляре). Понимая это, ММП при поддержке Минтранса пытается убедить руководство "Норникеля" поучаствовать в долгосрочном проекте финансирования работы ледокольного флота на Арктике. У государства сейчас нет средств для содержания ледоколов. Так, в федеральном бюджете-2000 на финансирование шести ледоколов ММП предусмотрено выделить около 206 млн руб.; в то же время лишь на закупку ядерного топлива для них необходимо не менее 500 млн руб.
Как сообщил вчера "Интерфаксу" руководитель администрации Севморпути Минтранса России Анатолий Горшковский, "Норникелю" предлагают выделять для атомного флота "процент в виде спецнадбавки от дополнительных доходов от экспорта металла". В "Норильском никеле", однако, недоумевают, что имеется в виду под "дополнительными доходами".