Не упускай из "ВИДу"


Производящая телекомпания "ВИД", десять программ которой выходят на ОРТ (практически все прайм-тайм) и одна на ТВ-6, готовится к экспансии на рынок вещателей. До конца недели "ВИД" подаст Минпечати заявку на участие конкурсе на получение лицензии на вещание на третьем метровом канале. Пока это первый открыто заявивший о себе претендент. Концепция вещания и технико-экономическое обоснование подготовлены из расчета, что годовой бюджет канала должен составлять около $30 млн. Как вещатель "ВИД" претендует на 10% рынка телерекламы. Рассказывает генеральный директор телекомпании Лариса Синельщикова.

Телекомпания "ВИД" организована 30 ноября 1990 г.

Программы производства телекомпании "ВИД": "Взгляд" (на ОРТ), ведущий Александр Любимов "Поле чудес" (на ОРТ), ведущий Леонид Якубович "Тема" (на ОРТ, с 4 марта 2000 г. проект заморожен), ведущий Юлий Гусман "Звездный час" (на ОРТ), еженедельная телевикторина для детей, ведущий Сергей Супонев "Серебряный шар" (на ОРТ), ежемесячная авторская программа Виталия Вульфа "Скандалы недели" (на ТВ-6), еженедельная информационная программа, ведущий Петр Толстой "Непутевые заметки" (на ОРТ), еженедельный телепутеводитель по странам и континентам, ведущий Дмитрий Крылов "Как это было" (на ОРТ), еженедельное историческое ток-шоу, ведущий Олег Шкловский "Здесь и сейчас" (на ОРТ), ежедневная информационно-публицистическая программа, ведущий Александр Любимов "Женские истории" (на ОРТ), еженедельная авторская программа Татьяны Пушкиной "Угадай и Ко" (на ОРТ), еженедельная музыкальная телевикторина, ведущий Валдис Пельш "Ищу тебя" (на ОРТ), еженедельное ток-шоу, ведущие Игорь Кваша и Мария Шукшина - Почему вполне благополучная производящая компания хочет стать вещателем? - Мечта всякого производителя - когда-нибудь обзавестись собственным домом. Жизнь независимого производителя на любом канале скорее напоминает жизнь в общежитской комнате, всегда хочется обзавестись собственным домом, особенно если количества "произведенных" тобой родственников хватает на целое общежитие.

- Но у "ВИДа" с ОРТ долгие и ровные отношения.

- На самом деле унас сложные отношения с ОРТ. Всегда существует конфликт интересов между вещателем и производителем. Вещателю всегда кажется, что одного производителя на канале не должно быть много. Всегда, например, говорят об экспансии "ВИДа" на канале ОРТ.

- А разве это не так? - Конечно, не так. На ОРТ достаточно много производителей. Просто проекты "ВИДа" самые "ВИДные".

- Так какие конкретно у вас проблемы с ОРТ? Они вам за программы не платят? - Да. Причем регулярно не платят.

У канала вечные финансовые проблемы, впрочем, всегда объективные.

- Вы что же, благотворительностью занимаетесь? - Нет. Но за свой продукт мы получаем втрое меньше, чем до кризиса, а наши расходы остались докризисными. Нас спасает то, что у "ВИДа" своя техника, иначе мы давно бы по миру пошли.

- "ВИД" давно называют собственной производящей структурой ОРТ.

- Как было бы хорошо, если бы это было правдой. Но, к сожалению, ОРТ никогда на это не пойдет, поскольку возникнет та самая монополия, которой боятся вещатели. Разделяй и властвуй - у нас же в России так принято.

- Почему не работаете с другими каналами кроме ОРТ и ТВ-6? - Очень хотели и пытались. За все время нашей работы c РТР не получили ни копейки, и они до сих пор нам должны.

Как вы понимаете, бесплатно телевидение мы делать не можем. НТВ вообще не подпускает к себе. Ни одного нашего проекта не приняли.

- Кто - вещатель или производитель - получает деньги за рекламу внутри программ "ВИДа"? - Конечно, вещатель.

- Руководство ОРТ знает о вашем решении участвовать в конкурсе? - Эрнст отреагировал с пониманием, да и к тому же, напомню, мы не являемся структурным подразделением ОРТ.

- Если вы выиграете конкурс, то уйдете с ОРТ? - Нет. В "ВИДе" подросло новое поколение. Наших возможностей хватит на два канала. Ведь не все придуманные нами проекты попадают в эфир ОРТ. А то, что выходит на ОРТ под маркой "ВИДа", на ОРТ и останется. Речь не идет о том, что мы сгребем все в котомку и уйдем на свой канал. На конкурс мы выставляем совершенно не оэртэшную концепцию.

- А какую? Концепцию, "тематически ориентированную на Москву и Московскую область", как объявило Минпечати, выставив третий канал на конкурс? - Москве нужно современное московское телевидение. Мы предлагаем полноценный канал с общественно-политическим, развлекательным и новостным вещанием. С учетом того, что москвич и россиянин, на которого ориентируется национальный канал ОРТ, все-таки разные люди. Нормальный семейный канал. На профессиональном жаргоне это называется "универсальный".

- Значит, федеральных амбиций у "ВИДа" нет? - Нет, Москвы и так слишком много для нашей любимой родины, а вот если Москва не будет иметь высококачественного телевизионного канала, это непростительная глупость как для Москвы, так и для России.

- Новости вы предполагаете делать самостоятельно? - Конечно. А почему бы и нет? Ежедневно на ОРТ унас выходит программа "Здесь и сейчас". Для восьми минут в эфире прорабатывается объем информации такой же, как для подготовки полноценного выпуска новостей, да и опыт Любимова [Александр Любимов, председатель совета директоров "ВИДа"], который возглавлял дирекцию информационных программ ОРТ, позволит нам достойно решить эту проблему.

- Для российского медиа-рынка нетипично соединение вещателя и производителя в одном лице. Руководители каналов утверждают, что самостоятельно производить программы невыгодно. Вы с этим не согласны? - Ну, сейчас я буду говорить нескромно.

Редко кто из производителей представляет на рынке все телевизионные жанры, как "ВИД". А чтобы купить хорошее кино, просто нужны грамотные менеджеры.

Что такое канал, мы знаем, поскольку я работала на ТВ-6, Любимов - на ОРТ.

У нас в этом смысле проблем нет. Что касается экономики, то каналам действительно невыгодно становиться производителями. Я вам могу про это целую лекцию прочитать. Но унас-то уже налажено производство. Нам все понятно и с кадрами, и с экономикой, и с техникой, и с рекламой, и даже с телеметрией.

Канал должен грамотно управляться, поскольку его содержание - дело дорогое. На наших каналах, как правило, плохо ведут экономику, поскольку там сидят либо телевизионщики старой школы, либо экономисты в чистом виде, не знакомые с ТВ. Задача вещателя - оплачивать свои вещательные способности: связь, покупку фильмов и программ. Вот здесь колоссальные ресурсы для экономии, как, впрочем, и для злоупотреблений.

- Почему вы не участвовали в конкурсе на 25-й дециметровый канал, а выбрали третий метровый, который пытается сохранить за собой правительство Москвы? - Вы же знаете, что "метр" от "дециметра" в нашей столице существенно отличается. Если же конфликтующие по поводу ТВЦ стороны сумеют как-то договориться между собой, значит, мы просто поучаствуем в конкурсе. В любом случае для нас это школа. А вдруг в стране все изменится к лучшему? - А частоты ОРТ, которые выставляются на тот же конкурс, "ВИДу" не интересны? - Мы считаем, что команда ОРТ очень талантливая. Недаром они первые. Конечно, там есть над чем работать, что гранить и шлифовать. А нам, амбициозным профессионалам, проверенным временем и не растерявшим любовь зрителей, интереснее (как бы пафосно это ни звучало) построить новый красивый дом, чем штукатурить стены в солидном, но чужом особняке.

- Условия конкурса вас устраивают? - Мы их приняли.

- На конкурсе оцениваются концепция и технико-экономическое обоснование. Вы должны указать источники финансирования. Кто готов финансировать канал "ВИДа"? - В нашем предложении про это хорошо написано. Собственные средства и кредиты. Могу лишь сказать, что у нас нет никаких договоренностей о финансировании ни с олигархами, ни с группами, ни с группировками. Просто мы хорошо знаем телевизионный и рекламный рынки. Нам хочется верить, что настало время профессионалов, и,кажется, это стержневая часть политики нашего нового президента. А разве нет? Время сапожников на телевидении заканчивается, впрочем, как и пирожников.

- И все же планируется прямое стартовое инвестирование в канал? - Да. Мы исходим из того, что каналу нужно. Полтора-два года инвестиций, конечно же, не будут окупаться за счет доходов от рекламы. Но именно от производителя зависит объем доходов. Какого качества продукцию создашь, такую долю рекламного рынка и заберешь. Мы рассчитываем, что третий канал может претендовать в среднем на долю в 10%. Для содержания канала этого будет достаточно. Кроме того, правильно позиционированный канал может перетянуть на себя часть так называемой дорогой рекламы ввиду наиболее высокой покупательной способности именно москвичей, и от этого, соответственно, доля станет еще больше.

- Среди акционеров "ВИДа" одни физические лица. Они сами будут вкладываться в канал? - Так это же хорошо - персональная ответственность каждого. Люди все известные [среди акционеров "ВИДа" Александр Любимов, Андрей Разбаш, Иван Демидов, Александр Политковский]. Есть с кого спрашивать. Но даже от олигархов деньги на каналы разом не сваливаются.

- Вы считаете, что реально переломить сложившуюся ситуацию, когда третий канал не слишком привлекателен для рекламодателей? - Я всегда говорила, что на телевидении первичен тот продукт, который выходит в эфир. На ТВЦ, к сожалению, непрофессиональный менеджмент. Там реально ничего не создано. Если создать конкурентный продукт, то третий канал возьмет свое с рекламного рынка. Просто канал с рейтингом 2,5 - 3% ничего взять не может. Нам бы только развернуться.

Более того, всегда намного выгоднее стартовать на плохом канале, поскольку динамика изменения остро воспринимается телевизионной аудиторией, и канал, быстро изменяющийся в лучшую сторону, тут же становится модным, а значит, популярным, и рейтинг растет как на дрожжах. Для лидеров телевидения - ОРТ и НТВ - создать ощущение изменения трудно, потому что вместо высококачественного продукта нужно предлагать ультракачественный, а это уже Божий промысел.

- Возможно изменить ситуацию на рынке, когда рекламные бюджеты на текущий год давно распределены? - Как только появляется стоящий программный продукт, средства на рынке тут же перераспределяются. Вот, например, наша программа "Ищу тебя". Она в эфире три месяца, а унее колоссальный рейтинг, и она полностью упакована рекламой. А программа появилась, когда рекламные бюджеты уже были распределены.

- Если "ВИД" собирается запускать городской канал, готовы ли вы к контакту с правительством Москвы? - Конечно, и,к общему удовольствию "ВИДа", московского правительства и даже федеральной власти, мы сможем выступить буфером в этой ситуации.

- Вы хотели бы, чтобы столичные власти помогали финансировать канал? - Вы можете заказать в ресторане свою любимую песню за деньги, но, впрочем, ее очень часто крутят по радио совершенно бесплатно, и от этого она не становится хуже. Мы бы предпочли не получать денег от московского правительства, а обоюдовыгодно сотрудничать.

Подобных схем десятки.

- Значит, давления вы не боитесь? - Думаю, у нас есть некий дипломатический талант, раз за 10 лет мы не стали тенью ни одного олигарха. Правильный менеджмент правильно выстраивает отношения. А в "ВИДе" традиционно правильные менеджеры.

За последнее время всех приучили к тому, что политические, региональные и корпоративные структуры, платя за телевидение, платят прежде всего за политику, а теперь наступает время, когда в "оплате политики" не будет необходимости. Если московский канал и московское правительство эффективны и хороши для москвичей, то это лучшая политика, поэтому надо платить за действительную эффективность того и другого.

- Собираетесь ли запускать новые политические программы? - Нам бы хотелось, но это определяет вещатель.

- Сколько еще будут выходить ваши самые старые программы вроде запущенного в 1987 г. "Взгляда"? - До тех пор, пока рейтинги и популярность будут соответствовать требованиям вещателя.

- У "ВИДа" есть рецепт вечной программы? - Да. Это новогоднее выступление президента.