Лишние нули
Инвестиционная группа "Дельта-Капитал" решила поучаствовать в разделе рынка российских интернет-проектов и объявила об инвестициях в портал Port.ru. Объем реально вложенных средств неясен, зато декларирована стоимость Port.ru - $27,5 млн. Похоже, интернет-бизнесмены в России отвыкают оперировать суммами меньше миллиона.
Частная инвестиционная компания "Дельта-Капитал" создана в сентябре 1999 г. для управления инвестиционным фондом "США-Россия". Этот фонд был создан Конгрессом США для содействия развитию рыночной экономики в России и имеет в своем распоряжении $440 млн. По программе прямых инвестиций фонд уже вложил около $90 млн в 30 российских фирм, в том числе "Радио Пейдж", "Святой источник", Story First Communications. В конце прошлого года "Дельта-Капитал" участвовала в скандальной приватизации Ломоносовского фарфорового завода.
Port.ru - крупнейший портал для русскоговорящей аудитории во всем мире. Принадлежащая Port.ru услуга бесплатной электронной почты mail.ru имеет более 1,3 млн зарегистрированных пользователей, т. е. 46% мировой русскоговорящей аудитории. Среди других проектов компании - он-лайн журнал internet.ru, торговая система torg.ru.
Как сообщил старший вице-президент "Дельта-Капитала" Пирс Камберлидж, фонд "США - Россия" принял участие в финансировании интернет-портала Port.ru в размере $2,5 млн. Причем фонд не является основным участником этого финансирования - большая часть средств поступила от неких частных инвесторов. Пирс Камберлидж отказался сообщить, что это за частные лица и с чем связана их заинтересованность в русскоязычном портале.
По словам основателя Port.ru Евгения Голанда, проект Port.ru не приносит прибыли и ориентирован на расширение рыночной доли.
Портал регистрирует до 150 000 новых пользователей ежемесячно.
В июле прошлого года Port.ru уже объявлял о получении инвестиций от анонимных частных лиц в размере почти $1 млн в обмен на 10% акций компании. Таким образом, стоимость портала была оценена в $10 млн, что вызвало массу комментариев на компьютерном рынке. С одной стороны, сделку называли крупнейшей новостью года.
С другой стороны, звучали сомнения в том, что сколько-нибудь существенная часть этой суммы была реально перечислена. По словам руководителя одной компьютерной компании, активно работающей в области интернет-бизнеса, Port.ru таким образом просто "легализовала" произведенные ранее траты на создание проекта.
При оформлении инвестиций со стороны компании "Дельта-Капитал" общая стоимость Port.ru оценена уже в $27,5 млн. Вероятно, весь смысл операции и состоял в том, чтобы декларировать эту цифру. Она выглядит вполне достойно на фоне $30 млн, обещанных поисковому порталу Rambler консорциумом IHC ("Русские фонды" - Orion Capital Advisors), и других "виртуальных миллионов" российского Интернета.
В интервью газете The Wall Street Journal Евгений Голанд сказал: "Я не думаю, что местный рынок перегрет. Он только начинает разогреваться". Точнее было бы сказать, что участники рынка сами подогревают интерес к своим ресурсам.
Неделю назад в агентстве "Алгоритм" появилось сообщение, что консорциум западных фирм во главе с германским инвестиционным холдингом Worldwide Business Activities собирается купить 26% в проекте Algorithm Online (www.
algo.ru). Глава концерна Игорь Шляйгер якобы заявил, что речь идет "о нескольких миллионах", а в дальнейшем консорциум намерен вложить в российский Интернет около $30 млн. В свою очередь владельцы "Алгоритма" сообщили, что они рады получить инвестиционную помощь, "несмотря на высокую прибыльность" их проекта.
Разумеется, все это было первоапрельской шуткой. Текст сообщения - это ловкая компиляция громких заявлений об инвестициях в российский Интернет, звучавших в последние месяцы. Самое интересное - реакция рынка на это сообщение. Шутку поняли немногие - сообщение было аккуратно перепечатано различными сетевыми и "бумажными" СМИ. Миллионы, упомянутые "Алгоритмом", ничем не хуже остальных - такие же виртуальные.
Анатолий Шкред президент издательства "Открытые системы", владелец электронного магазина Bolero "Стоимость российских проектов в Интернете измеряется миллионами долларов - сумма меньше $1 млн вызывает уже даже не смех, а жалость и сочувствие. Понять, что происходит на самом деле, поможет очевидная аналогия. В Интернете реклама показывается баннерами (изображениями прямоугольной формы), причем обычно баннеры продаются и покупаются тысячами. Тысяча показов баннеров - это своего рода мелкая разменная единица рекламной кампании в Интернете. По-видимому, наличие у этой единицы трех дополнительных нулей и повлияло на многих интернет-бизнесменов. Миллионы долларов, которые фигурируют в оценке многих проектов, - это тоже своего рода баннеры, поскольку они тоже только показываются, например в прессе. На них ничего нельзя купить. Эти "показываемые миллионы долларов" как-то соотносятся с реально вложенными единицами долларов США, однако нужно установить курс для пересчета одних в другие. Коэффициент составляет 100 или даже 1000, в зависимости от жадности владельца ресурса и глупости инвестора".