Экзамен по сопромату


Теперь Российский национальный оркестр можно назвать "плетневским" только по ошибке. В четверг состоялся первый концерт РНО под управлением Владимира Спивакова.

Спиваков-дирижер даже опытнее своего предшественника Михаила Плетнева - известнейший скрипач дебютировал за дирижерским пультом еще 20 лет назад в прославленном Чикагском симфоническом оркестре. Пианист Плетнев отстал от него на 10 лет, зато РНО под его руководством быстро превратился в один из лучших российских оркестров.

Теперь в РНО изменилось все, кроме самих оркестрантов. Хотя и на кадровую политику оркестра Спиваков уже успел замахнуться, безошибочно определив самое слабое место - группу духовых инструментов (накануне концерта он уже прослушал новых трубачей). На смену сухарю Плетневу, не обращающему внимания на зал, пришел дирижер, для которого эмоциональный накал музыки, покорение публики - важнее, чем просто соблюдение темпов и авторских ремарок. Поэтому впереди у РНО - тяжелое время.

То, что переходный период не будет безоблачным и скучным, стало понятно уже в самом начале концерта. Новый главный дирижер выбрал для этого раритетную увертюру Бетховена с подходящим названием "Освящение дома". Психологический фактор свел на нет всю предварительную подготовку - оркестр был в ступоре. Спиваков такого начала явно не ожидал. И процедура выкатывания рояля для солиста Плетнева превратилась в спасение. Поюношески восторженный Первый концерт Бетховена Плетнев играл в несвойственной для себя живой, даже немного хулиганской манере. Казалось, ему передалась часть спиваковских эмоций. Дирижер же, напротив, был корректен и пропускал вперед солиста, к которому оркестранты, кажется, прислушивались внимательнее, чем к человеку за пультом. В финале - дружеское рукопожатие. Эстафетная палочка передана, публика в восторге.

Во втором отделении Спиваков остался один на один с оркестром и легендарной Пятой симфонией Чайковского. И здесь ему наконец удалось преодолеть "сопротивление материала" Некоторые технические погрешности заставляли вспомнить, что на мировой премьере под руководством самого Чайковского симфония провалилась.

(Учитывая сходство нового облика Спивакова с обликом Чайковского воспоминание не лишнее.) Исполнение симфонии было эмоциональным, исполнение "на бис" двух танцев из "Лебединого озера" привело зал в полный экстаз: из Плетнева не удавалось выжать и ноты сверх программы.

В нынешнем сезоне Спиваков еще дважды продирижирует РНО, которому предстоит познакомиться с его интерпретациями музыки Рахманинова, Бетховена и Шостаковича. К тому же оркестр уже получил приглашение на возглавляемый Спиваковым же музыкальный фестиваль во французском Кольмаре.