Российский книжный бестселлер «К себе нежно» выйдет в Китае

Читателей Поднебесной интересуют произведения, посвященные популярной психологии и воспитанию детей
«Эксмо»

Издательство «Бомбора» (импринт издательства «Эксмо»; входит в крупнейший в России издательский холдинг «Эксмо-АСТ») продало лицензию на издание нон-фикшн бестселлера «К себе нежно» китайскому агентству Rightol Media Limited. Об этом рассказал «Ведомостям» гендиректор издательства «Эксмо» Евгений Капьев. Сумму сделки, а также размер роялти, зафиксированный в контракте, он не раскрыл. 

Психологический нон-фикшн  «К себе нежно» журналистки Ольги Примаченко, впервые изданный в 2020 г., уже третий год подряд возглавляет Всероссийский книжный рейтинг (учитывает продажи как бумажных, так и цифровых версий книг). В декабре 2021 г. – мае 2022 г. эта книга стала лидером по продажам с результатом в 56 млн руб. (рейтинг за второе полугодие 2022 г. не публиковался). За полный 2023 г. нон-фикшн бестселлер Примаченко также занял первое место рейтинга, совокупные продажи книги за этот период достигли 144,3 млн руб. В сентябре 2023 г. о планах экранизировать «К себе нежно» объявил продюсерский центр «Яндекса» «Плюс Студия». Представитель «Эксмо-АСТ» тогда подтвердил, что компания приобрела опцион на экранизацию книги у книжного холдинга.

Нон-фикшн, в частности книги по популярной психологии, воспитанию детей и ведению переговоров, сейчас является одним из ключевых направлений интереса китайских партнеров в России, отмечают в «Бомборе». Например, издательство также продало лицензии на издание в Китае книг серии «Ленивая мама» психолога Анны Быковой и книг серии «Кремлевская школа переговоров» бизнес-тренера Игоря Рызова.

Интерес китайских агентств и издателей к прикладной литературе из России подтвердили и в издательстве АСТ (тоже входит в «Эксмо-АСТ»). Издательство, как сообщил его представитель, например, продало права на выпуск в Китае книги «Доктор, это секс, дружба или любовь?» психотерапевта Юрия Вагина, а также серии книг «Драгоценные камни» геммолога Алексея Лагутенкова.

Издательство «Рипол классик» тоже фиксирует спрос китайских издателей на нон-фикшн, но исторический, говорит его гендиректор Сергей Макаренков. Ранее издательство продало в Китай лицензию на книгу «Спецслужбы России за 1000 лет», а сейчас ведет переговоры с партнерами из этой же страны по серии книг «Мировая история в лицах. Художники», уточнил он.

Кроме того, в АСТ и издательстве «Росмэн» фиксируют спрос китайских издателей на детскую литературу. В АСТ отметили, что в этой стране активно покупают сказки российских писателей, например серию книг «Самые лучшие сказки» Екатерины Матюшкиной. «Росмэн» продает в Китай лицензии на детские художественные книги, книги по обучению и развитию детей дошкольного возраста, универсальные энциклопедии, рассказал директор этого издательства Борис Кузнецов.

Психологический нон-фикшн, в том числе и книга «К себе нежно», имеет шансы на успешные продажи в Китае, считает Макаренков из «Рипол классик»: «Книги по психологии – глобальный тренд, поскольку ментальные проблемы людей во всем мире очень похожи».

Единовременные выплаты в рамках контрактов по продаже лицензий на издание книг китайским правообладателям в среднем не превышают $1500 (120 000 руб.), а роялти составляет 10–15% от продаж в стране, знает Макаренков. Схожие данные привел и собеседник «Ведомостей» в другом крупном издательстве: по его оценке, единовременные выплаты варьируются в диапазоне $1000–3000 (90 000–275 000 руб.), а размер роялти – 8–15%.

В 2023 г. китайский книжный рынок (с учетом цифровых книг) составил 148 млрд юаней (порядка 1,8 трлн руб.), следует из данных отчетов китайских книжных ассоциаций. Российский книжный рынок, включая цифровые книги (без учета учебной литературы), за тот же период – 106,6 млрд руб., следует из данных  «Эксмо-АСТ» и лидера рынка цифровых книг – группы компаний «Литрес».