Как мелким грузоперевозчикам выжить во время пандемии

Четыре способа снизить издержки и увеличить выручку автопарка

На рынке транспортных услуг большую долю – около 60% – занимает малый бизнес, который оказался самым уязвимым во время эпидемии коронавируса. Часть мелких грузоперевозчиков потеряла заказы и оказалась на грани разорения, другая часть, напротив, физически не способна справиться с резко возросшим спросом на услуги транспортировки.

Проблемы и тех, и других могут решить системы мониторинга транспорта, которые планируют маршруты и сокращают сроки доставки. Однако потребуются и расходы: на 3–5 машин (60% компаний на рынке имеют именно такой автопарк) затраты составят от 50 000 руб. Мало у кого в малом транспортном бизнесе сейчас есть средства на модернизацию. Но затраты окупит последующая экономия. Вот четыре способа повысить эффективность грузоперевозок с помощью телематики.

1.Сократить время заправки. В большинстве случаев водители заправляют неполный бак, выполняя инструкции компаний, которые таким образом пытаются предотвратить распространенную напасть – хищение топлива или денег с топливных карт. Остановка на заправке в среднем занимает 30 мин., не важно, полный бак заправляет водитель или только половину. Средний пробег машины на рынке – 17 000 км в месяц, средний расход топлива – примерно 30 л на 100 км. Таким образом, в месяц расходуется 5100 л топлива. Если каждый раз заправлять полный бак, потребуется 15–17 заправок (на рынке больше всего машин с объемом топливного бака 350 л), если половину – в два раза больше. Соответственно, время простоев кратно увеличивается. То есть вы можете тратить в месяц на заправку 17 ч, можете 25 ч, а можете – 8,5 ч. Значит, при средней себестоимости перевозки 36 руб./км и при средней скорости машин без учета остановок 70 км/ч один час простоя обходится компании в 2520 руб. на одну машину. Если каждый раз заправлять полный бак, дополнительный пробег каждой машины увеличивается на 595 км, а выручка с машины – почти на 21 700 руб. в месяц.

2.Сократить потери из-за недолива топлива на АЗС. По статистике, как минимум на трети АЗС водители из-за недолива топлива переплачивают до 5%. Сейчас литр дизельного топлива стоит 47,3 руб., в месяц получается 241 000 руб. (при расходе 5100 л). То есть из-за недолива компания теряет почти 50 000 руб. в год на каждую машину.

Проблему можно решить с помощью датчиков расхода топлива и оптимизации выбора заправок. Недолив фиксируется с помощью датчиков уровня топлива, которые устанавливаются в топливный бак автомобиля, а платформа мониторинга транспорта фиксирует расход топлива и степень недолива на каждой АЗС. В итоге можно собрать статистику за неделю или месяц, сформировать собственный рейтинг АЗС, на которых чаще всего заправляются машины компании. Если на конкретной АЗС стабильно наблюдается недолив, за неделю это точно будет заметно.

3. Перейти на бережливое вождение. С помощью телематики можно контролировать не только расход топлива, но и другие важные параметры и метрики: соблюдение правил дорожного движения (не превышает ли водитель максимально допустимую скорость), резкое торможение и разгон, аккуратность вождения по бездорожью. Если контролировать дисциплину вождения, водители начинают безопасней и аккуратней водить машину. Снижается риск аварий разной степени тяжести, уменьшается количество штрафов за нарушение правил дорожного движения. Благодаря бережливому вождению расход топлива сокращается на 8–10%, а количество ремонтов – на 25%. В среднем стоимость ремонта составляет 1,23 руб. на 1 км, при бережливом вождении получается сокращение расходов на ремонт в 4300 руб. в месяц на каждую машину, а с учетом экономии топлива – и вовсе 28 000 руб. А если у вас уменьшается количество ремонтов, машина будет меньше простаивать. Месячный пробег, а значит, и выручка с одной машины увеличатся.

4.Нанимать на одну машину двух водителей вместо одного. Если компания установила телематику (навигационный терминал и датчик расхода топлива) на машины, имеет смысл пересмотреть подход к менеджменту. Стандартная схема работы на рынке грузоперевозок – на одной машине один водитель. Согласно Трудовому кодексу один водитель не может находиться за рулем больше 8 ч в день. Это правило повсеместно нарушается, водители часто трудятся по 14 и даже больше часов в день, чтобы больше заработать. При этом возрастает риск аварии, да и силы водителя быстро подходят к концу, ему требуется отдых.

Намного эффективней схема с двумя водителями, когда каждый ведет машину не более 8 ч – всего 16 ч в сутки. Так компания получает в два раза выше пробег на одну машину (а значит, и увеличивает выручку), при этом риск аварии не растет. Контролировать продолжительность рабочего времени, соответствует ли она требованиям Трудового кодекса, можно с помощью видеооборудования. По нашим оценкам, после внедрения в автопарках базовых функций мониторинга производительность возрастает на 20%. А в кризисное и послекризисное время как никогда важны меры снижения издержек и повышения эффективности.