Как работнику пожаловаться на работодателя

А работодателю – подготовиться к неприятным последствиям этих жалоб

Сотруднице крупной компании – производителя потребительских товаров в течение полугода вынесли пять дисциплинарных взысканий, а потом уволили. Сотрудница посчитала, что работодатель просто решил избавиться от нее. Женщина пожаловалась в государственную инспекцию труда (ГИТ), Роспотребнадзор, прокуратуру и полицию. Каждая инстанция провела проверку, а компании пришлось неоднократно доказывать обоснованность своих действий.

Такие истории происходят все чаще, особенно в крупных организациях. Статья 46 Конституции гарантирует каждому человеку судебную защиту его прав, в том числе трудовых. Если сотрудник решит, что работодатель поступил неправильно, он имеет право пожаловаться. И работодателю надо быть к этому готовым. Трудовой кодекс дает сотруднику два основных способа обжаловать действия работодателя. Первый – обратиться в ГИТ. Ведомство обязано изучить информацию и может инициировать внеплановую проверку. Второй вариант – обратиться с иском в суд – самому или через адвоката. Более 90% жалоб направляется в первые две инстанции – в ГИТ и суд. Но никто не запрещает пожаловаться и в любые другие инстанции – Роспотребнадзор, прокуратуру, полицию, санэпидемстанцию, профсоюз и т. п.

ГИТ – основная организация в сфере регулирования трудовых отношений, но ее полномочия ограничены. Инспекция проверяет жалобы в том числе на незаконное применение взысканий, нарушения выплаты зарплаты, несоответствие условий труда нормативам, непредоставление льгот, нарушения в оформлении документов. При этом ведомство не может напрямую привлечь компанию к ответственности, отменить взыскание, восстановить на работе и т. д. Инспекция только выносит предписание устранить нарушение. Уже потом в зависимости от развития ситуации возможно и судебное разбирательство.

Однако, если сама инспекция труда не имеет права проверить работодателя, она обязательно передаст информацию тем, кто имеет. Иногда для этого и жалоба не нужна. Если Фонд социального страхования, получив от компании данные по страховым взносам, увидит ошибки, то сообщит об этом в ГИТ. А инспекция уже придет в организацию с проверкой.

Суд же рассматривает индивидуальные трудовые споры, и именно туда надо жаловаться, например, на незаконное увольнение или дискриминацию при приеме на работу. Иск о незаконном увольнении можно подать в течение одного месяца с даты приказа об увольнения; по нарушениям – в течение трех месяцев, по зарплате – не позднее одного года.

Но жалоба – серьезное обвинение и официальный документ, поэтому и направлять ее надо письменно, указав фамилию, имя, отчество и контактные данные, изложив детали и приложив доказательства. Анонимки, отсутствие фактов, указывающих на нарушение, неподобающая лексика – повод детально не разбирать заявление, признав его обычной кляузой. Если же все сделано по правилам, у работников ГИТ и прокуратуры есть ровно один месяц на изучение и рассмотрение дела. В течение этого месяца они могут прийти в компанию с проверкой.

Серые зарплаты – отдельная категория жалоб. Если работодатель предлагает такую схему и сотрудник соглашается, сильно рискуют оба. Прежде всего, доказать неправильные выплаты будет трудно. Можно пожаловаться в налоговую инспекцию, которая проверит компанию, но виновным могут признать не только работодателя, но и самого работника, который знал о зарплате в конверте и сам не платил необходимые налоги.

Таким образом, всегда есть риск, что к работодателю нагрянет проверка на основании жалобы сотрудника. Обычно инспектора понимают, действительно ли допущено серьезное нарушение или сотрудники пожаловались из желания насолить. Но в любом случае они обязаны реагировать даже на заведомо необъективные жалобы, которые поступили сразу после проверки, прошедшей без единого замечания.

Можно ли подготовиться заранее? Полезными могут оказаться сайты ГИТ и онлайнинспекция.рф, где появляется информация о начатых проверках и наличии жалоб соответственно. Кроме того, информация может публиковаться на web-сайтах судов по месту регистрации компании и по месту жительства сотрудника. Это может выручить, если компания находится в состоянии конфликта с сотрудником и знает, от кого конкретно ожидать подвоха. Но обычно компания узнает о проверке, только получив уведомление, и даже не знает о жалобе. И так как закон и суды все чаще встают на сторону работника, мирно договориться с обиженным работником всегда разумнее, нежели дожидаться проверок и судебных тяжб.