Три ошибочных подхода производителей к ценообразованию

И как устанавливать цену, чтобы завоевывать рынок и при этом получать прибыль

Любой производитель стремится продавать свой товар по максимально высокой цене и как можно в больших количествах – с учетом возможностей производства. Менеджмент строит планы, готовит бюджеты, в которых определяет цены на продукцию, разрабатывает системы мотивации себе и отделу продаж, и, наконец, торжественно утверждает бюджет у собственника. А через два месяца выясняется, что цена на товар упала, продажи не растут темпами, заложенными в бюджете, и вообще рынку немедленно нужен товар-субститут, потому что у конкурентов неожиданно возникли проблемы на производстве и у вашей компании есть хороший шанс занять нишу.

Ключевая проблема – ценообразование и возможность корректирования цен по мере изменения спроса и конкурентной среды. Часто важно сохранять цену, когда у других она растет. Это вроде бы очевидно и просто, и все производители знают, что надо сдерживать рост себестоимости и цен. Но, как обычно бывает, практика расходится с теорией. Какие подходы к ценообразованию распространены на практике?

1. Цена на товар складывается из фактической производственной себестоимости плюс маржа.

2. Менеджмент исходит из того, сколько хочется заработать, а там посмотрим.

3. Итоговая прибыль изначально задана акционерами, бюджетом, обещаниями топ-менеджмента. А цена продажи определяется обратным счетом – путем добавления остальных расходов.

4. Крайне редко встречается подход, когда цену определяет рынок, а компания изначально ориентируется на прогноз рыночных цен, данный коммерческим отделом и подтвержденный маркетологами. Она определяет цену и обеспечивает соответствующую себестоимость и норму прибыли.

Первые три подхода в разных вариациях встречаются постоянно. Менеджмент проводит исследования, собирает и интерпретирует статистику. Но делает это не для обоснования рыночной цены, а, напротив, чтобы убедить отдел продаж принять навязанную цену и вставить ее в бюджет, невзирая на его возражения.

Другой пример: в бюджете на новый финансовой год утверждается сценарий увеличения цены, который удовлетворяет акционеров и не учитывает реалии рынка. Одновременно рассчитываются потребности в оборотном капитале (с учетом затрат на сырье, материалы и рабочую силу). Хуже всего, если компания под эти планы делает инвестиции. Трудности возникают в середине пути, когда перестает хватать ликвидности для покрытия кассовых разрывов. Часто встречаются случаи, когда фабрика старая, оборудование не позволяет выпускать продукцию с тем же качеством, что у конкурентов, но экономисты машут статистикой и говорят: другие же продают, вы просто не умеете. Надо повышать цены, а качество не главное.

На ценообразование также влияют внутренние процедуры компании – разного рода офисные сражения между отделом продаж, производством и топ-менеджментом. Топ-менеджмент требует высокой цены и следования утвержденному бюджету, отдел продаж отвечает: сделайте цену ниже, ассортимент шире, а качество лучше. В результате одни не могут обеспечить производство продукта с нужными потребительскими свойствами, другие не могут это продать. В итоге все правы, но финансового результата нет, а акционеры теряют деньги.

Как показывает практика, большинство компаний склонны верить, что их товар самый лучший, востребованный и уникальный. Они считают, что этот продукт и так купят, а если он не продается, в этом виноваты маркетинг, отдел продаж, сетевой ритейл и санкции. А почему товар не хотят покупать, знает отдел продаж. Он-то понимает, что спрос определяет цену и надо адаптироваться к потребностям потребителя. Если компания (по сравнению с другими конкурентами) будет лучше сдерживать рост цен, сохраняя качество продукции, то она будет лидером. Сдерживать рост цен очень непросто, нужно обеспечить соответствующую себестоимость. Но задача любого собственника и состоит в том, чтобы уделять особое внимание себестоимости.

При определении цены всегда нужно учитывать мнение отдела продаж – ведь именно им продавать продукт и у них есть понимание адекватной цены. Не исключено, что некоторые недобросовестные сотрудники сознательно попытаются занизить цену, но, если собственник поддерживает постоянный контакт с ключевыми покупателями, этот риск уменьшается.

Таким образом, основная задача – следить за рынком, контролировать цену продукта на полке, ежедневно собирать статистику с учетом сезонности, погоды, особенностей региона и на ее основе строить обоснованные прогнозы цен, а не исходить из себестоимости и желаемой прибыли. А технологию, закупки и себестоимость нужно уже приводить в соответствие с рыночными ценами с учетом ожидаемой нормы прибыли.