Как стартапу защитить свои разработки
Чтобы их не присвоила крупная корпорация – потенциальный заказчикОколо 40% основателей российских стартапов опасаются сотрудничать с корпорациями – потенциальными заказчиками из-за рисков лишиться интеллектуальной собственности, свидетельствуют данные опроса участников стартап-акселератора GenerationS. Корпорации предпочитают патентовать все разработки на себя или в лучшем случае совместно со стартапом. Чтобы разработка не была присвоена компанией-заказчиком, молодым предпринимателям нужно позаботиться о правильной правовой защите.
Вначале определиться со стратегией коммерциализации
Готова ли команда проекта самостоятельно развивать продукт или собирается сразу продать его крупной корпорации? В последнем случае патентование не нужно. Но если стартап все же решается на производство, не стоит заниматься самодеятельностью. Нужно привлечь патентоведов или патентных поверенных, которые помогут выбрать возможные варианты. Речь может идти, например, о произведениях или программах для ЭВМ (объекты авторского права), полезных моделях, изобретениях, промышленных образцах (объекты патентного права) или же о ноу-хау (секреты производства). Универсальных рекомендаций по срокам получения патента не существует, однако действует принцип «лучше раньше, чем позже». Если у стартапа нет понимания сроков вывода продукта на рынок, целесообразно сохранить разработку как ноу-хау. Стартап может раскрыть суть ноу-хау потенциальному инвестору или заказчику, не вдаваясь в детали. Бывает полезно идти на переговоры с потенциальным заказчиком с заявкой на патентование – это усилит позиции стартапа. Если решение о патентовании принимается после начала сотрудничества с корпорацией, имеет смысл договориться о совместном патентовании с заказчиком.
Определиться со страной патентования
Патент Российской Федерации действует только на территории России. Если стартап ориентируется исключительно на внутренний рынок и не видит перспектив для экспорта, российского патента будет достаточно. Его стоимость составит около 30 000 руб.
Если у стартапа планы зарубежной экспансии, нужно внимательно отнестись к выбору стран патентования. Очень распространенная ошибка – сразу патентовать разработки в США, Европе и Японии (так называемая патентная триада). Ведь если ваш рынок – Китай, Индия и Вьетнам, от американского патента не будет пользы. Регистрация патента за рубежом имеет жесткие ограничения по срокам: заявка должна быть подана в течение 12 месяцев с даты подачи заявки в России. При этом расходы на иностранное патентование будут выше в разы. Стоимость зависит от страны и складывается из патентных пошлин, устанавливаемых национальными патентными ведомствами, и стоимости услуг патентных поверенных.
Сроки зарубежного патентования могут быть значительными. Например, срок патентования в США составляет семь лет. В течение этого долгого времени права стартапа защищены, потому что его заявка получает приоритет. Во многих случаях целесообразно патентование по договору о патентной кооперации, ратифицированному в 149 странах. Удобство этой процедуры в том, что с момента подачи заявки у стартапа есть 30 месяцев, чтобы определиться, в каких странах он желает получить патенты. Но это выгодно, только если стартап планирует работать более чем в трех странах. Если ваш рынок ограничивается, например, только Вьетнамом, следует подавать заявку во вьетнамское патентное ведомство – это будет быстрее и дешевле.
Правильно подготовить заявку
Главная рекомендация – привлечь к процессу оформления патентной заявки специалистов, чтобы потом не тратить годы на отстаивание прав на патент. В заявке на регистрацию патента следует указывать только необходимую и достаточную информацию. Частая ошибка – превращать заявку в подробную инструкцию, прочитав которую любой желающий сумеет скопировать техническое решение. Существует негласное правило, что даже при наличии патента какие-то технологии лучше сохранять как секрет производства. Речь идет о деталях разработки, без которых ее внедрение либо невозможно, либо потребует дополнительных вложений в НИОКР. Это позволит снизить риски заимствования разработки другими компаниями.
Постоянно контролировать оплату госпошлины
Она зависит от объекта патентования: пошлина за поддержание в силе патента на полезную модель, например, за первые два года составляет 400 руб., а далее увеличивается каждые два года и составляет 2450 руб. в девятый и десятый годы действия патента. Пошлины за патент на изобретение выше примерно в 2 раза. Просрочка оплаты пошлины ведет к аннулированию патента. Стартап может лишиться интеллектуальной собственности, и есть немало компаний, желающих воспользоваться такой возможностью. Они могут начать выпуск товара, который был запатентован, на следующий день после признания патента утратившим силу, и формально никакие права нарушены не будут. Также не стоит забывать о том, что в крупных корпорациях целые подразделения отслеживают утечки информации от конкурентов, анализируют патентные базы, изучают опубликованные заявки конкурентов. Нередко зарубежные и российские корпорации даже покупают отрицательные результаты НИОКР, чтобы понять, каких ошибок можно избежать в процессе разработки.
Не преувеличивать значимости патента
Наличие патента не гарантирует коммерческий успех ни инвесторам, ни корпорациям-заказчикам, ни патентообладателям. Согласно статистике, в мире не более 10% запатентованных разработок и технологий являются коммерчески успешными. Ведь смысл патентования – раскрытие секрета в обмен на государственную охрану прав на него. Наличие патента говорит лишь о том, что была правильно составлена патентная заявка и соблюдены обязательные требования законодательства. Многие владельцы патентов даже не помышляют о промышленном производстве. Нередко заявка на патент подается для получения различных грантов и субсидий либо в рекламных или имиджевых целях, чтобы показать, что владельцы патента обладают определенными компетенциями.
Автор – директор правового департамента РВК