Последствия повышения пенсионного возраста для рынка труда
В долгосрочной перспективе это окажет позитивное воздействие на экономику, но его трудно просчитатьВ последнее время в обществе и профессиональной среде активизировались дискуссии о необходимости повышения пенсионного возраста. Давайте рассмотрим основные последствия такого решения для российского рынка труда c точки зрения динамики его основных параметров и попробуем ответить на вопрос: в какой мере ситуация на рынке труда побуждает к тому, чтобы повысить пенсионный возраст?
Очевидно, что главным макроэкономическим аргументом для повышения пенсионного возраста выступает необходимость сокращения расходов Пенсионного фонда, сокращения его дефицита. Сокращение дефицита Пенсионного фонда будет означать сокращение соответствующих трансфертов из бюджета и, следовательно, высвобождение части бюджетных средств под другие цели (или появится возможность сократить доходную часть, то есть налоговую нагрузку на бизнес и население).
Разумеется, в этом случае снизится демографическая нагрузка на трудоспособное население. Естественно, в долгосрочной перспективе это окажет позитивное воздействие на экономику - и, в частности, на рынок труда. Однако в этой статье долгосрочные последствия мне бы не хотелось затрагивать еще и потому, что влияние повышения пенсионного возраста через десятки лет практически невозможно оценить на фоне действия целого ряда других факторов. Давайте рассмотрим основные последствия повышения пенсионного возраста и дадим им качественную оценку.
Позитивные изменения на рынке труда
Из позитивных перспектив реформы я бы прежде всего обратил внимание на смягчение проблемы дефицита трудовых ресурсов. Об актуальности проблемы повышения пенсионного возраста эксперты нашей лаборатории говорили еще десять лет назад. Дефицит рабочей силы, прежде всего квалифицированной, уже в тот период становился одним из основных ограничителей экономического роста и, соответственно, препятствием для выполнения поставленной задачи по удвоению ВВП.
Усиливающийся дефицит рабочей силы теперь уже фактически сдвинул возрастные границы на рынке труда. По данным отчетных балансов трудовых ресурсов (Росстат) за 2000-2014 гг., численность работающих старше трудоспособного возраста увеличилась практически в 1,5 раза. Только за 2010-2014 гг. численность этой категории занятого населения увеличилась почти на 23%, с 5,3 млн до 6,5 млн человек. Работающие старше трудоспособного возраста составляют почти 10% численности всего занятого населения. Кстати, по данным Пенсионного фонда РФ, численность работающих пенсионеров еще выше – около 10 млн человек (по данным на 2013 г.).
В самом общем случае количественная оценка увеличения предложения рабочей силы может быть осуществлена следующим образом. Очевидно, что уровень экономической активности пенсионеров значительно ниже, чем лиц трудоспособных возрастов. Данные Росстата позволяют оценить величину этих различий. Предположим, что повышение пенсионного возраста стимулирует рост экономической активности населения соответствующего возраста до уровня, сопоставимого с уровнем экономической активности лиц предпенсионного возраста. Рассмотрим такой гипотетический сценарий. Пенсионный возраст увеличивается для обоих полов до 65 лет.
Пусть экономическая активность составит для женщин 55-59 лет 80%, для мужчин в возрасте 60-64 года - 80%, для женщин в возрасте 60-64 года - 70%, для лиц обоих полов старше 65 лет - 20%. Тогда в 2014 г. (численность и возрастная структура населения – по данным на 1 января 2014 г.) условный прирост предложения рабочей силы составил бы около 6,5 млн человек. Соответствующий прирост почти на 70% обеспечивался бы увеличением предложения женской рабочей силы. Вместе с тем очевидно, что повышение пенсионного возраста если и будет реализовано, будет происходить более плавно, и, соответственно, адаптация населения к этим изменениям тоже будет растянута во времени.
Другим положительным результатом повышения пенсионного возраста станет уменьшение зависимости отечественного рынка труда от иностранной рабочей силы. Объяснить это просто: для смягчения проблемы дефицита трудовых ресурсов предприятия давно уже активно привлекают иностранных работников. Значительная часть иностранных трудовых мигрантов работает и в некорпоративном секторе. Повышение пенсионного возраста увеличит предложение отечественной рабочей силы и может снизить потребность экономики в иностранной.
Увеличение пенсионного возраста изменит структуру предложения рабочей силы и приведет к другим структурным изменениям на рынке труда, которые могут носить как позитивный, так и негативный характер. К позитивным изменениям, вероятно, можно будет отнести увеличение числа и доли более опытных работников на рынке труда.
Возможные риски
Увеличение предложения рабочей силы при недостаточном спросе на нее может привести к росту безработицы. При этом, с моей точки зрения, актуально говорить не только о возможном росте уровня безработицы в старших возрастных группах, но и возможном негативном воздействии повышения пенсионного возраста на молодежный рынок труда. Уровень безработицы среди молодежи достаточно высок, с ростом предложения рабочей силы риск безработицы будет выше у наименее конкурентоспособных и образованных, то есть, опять же, у молодежи.
Повышение пенсионного возраста сократит возможности для участия молодежи в процессе ротации кадров, сузит их возможности для быстрого карьерного роста. Кроме того, вероятно произойдет еще большее усиление напряженности и на рынке труда ряда регионов.
Среди очевидных рисков - снижение темпов роста заработной платы. Одним из последствий нехватки рабочей силы стали высокие темпы роста заработной платы в 2000-х гг. (пусть отчасти это и было связано с ее изначально невысоким уровнем). Увеличение предложения рабочей силы будет способствовать снижению цены труда, что, вероятнее всего, будет проявляться в невысоких темпах ее увеличения, особенно для отдельных категорий работников.
Увеличение пенсионного возраста, разумеется, приведет к сокращению доходов работающих пенсионеров. Для работающих пенсионеров увеличение пенсионного возраста фактически означает потерю пенсии как источника дохода. Отчасти это может также оказать воздействие на рост предложения рабочей силы, поскольку может побудить работать большее количество часов, возобновить работу на полную ставку, найти (при возможности) дополнительную работу. Прожиточный минимум работающих граждан выше, чем у пенсионера, поэтому повышение пенсионного возраста может стимулировать дополнительные потребительские расходы.
Велик риск усиления региональных и отраслевых диспропорций: увеличение пенсионного возраста может привести к усилению существующих диспропорций в распределении занятого населения по видам экономической деятельности и по регионам.
Повышение пенсионного возраста для пенсионеров по старости вероятно означает и определенный пересмотр существующих правил назначения пенсий по выслуге лет. Возникает вопрос, в какой мере это объективно может быть сделано.
Велик риск консервации сложившейся структуры занятости. Ключевой вопрос: в какой мере повышение пенсионного возраста и, следовательно, увеличение среднего возраста занятого населения, увеличение доли пожилых работников на рынке труда согласуется с задачей создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ)? В более широком контексте можно ставить вопрос о том, как повышение пенсионного возраста повлияет на процесс согласования спроса на рабочую силу и ее предложения.
В условиях активизации сил по созданию в экономике ВПРМ и повышению производительности труда может сложиться ситуация, когда для лиц предпенсионного возраста (в новом понимании) не будет адекватного количества рабочих мест, особенно в отдельных регионах и секторах экономики. Об этом же в недавнем выступлении говорил и директор ИНП РАН академик В. В. Ивантер: «Где рабочие места для женщин 55-65 лет».
Одной из мер борьбы с безработицей является повышение квалификации, подготовка и переподготовка работников. Отсутствие стимулов у предприятий для финансирования из собственных средств соответствующих мероприятий для лиц предпенсионного возраста переложит задачу финансового обеспечения на плечи государства, что увеличит расходы государственного и региональных бюджетов. Кроме того, вероятность увеличения безработицы среди лиц соответствующих возрастов не будет в достаточной мере компенсирована возможностью их переезда в другой регион в поисках подходящей работы, что внесет свой вклад в общий объем и динамику структурной безработицы (региональной, отраслевой, профессиональной).
Мобильность населения и трудовых ресурсов выступает одним из важных факторов, воздействующих на процесс согласования спроса на рабочую силу и ее предложения. Уровень миграционной активности населения страны во многом определяется его возрастной структурой. В России наибольший удельный вес внутренних миграций приходится на население трудоспособного возраста. Так, в 2013 г. на его долю приходилось чуть менее трех четвертей всех внутренних мигрантов по РФ (доли населения младше и старше трудоспособного возраста составляли соответственно 16% и 10%). Следует отметить, что это соотношение весьма устойчиво во времени и характерно также для 2000 года. Рассматривая возрастную структуру населения в разрезе пятилетних возрастных групп, можно убедиться, что наиболее высокая миграционная активность свойственная населению активных возрастов (20-24 и 25-29 лет). Чуть меньшая (но более высокая по сравнению со всеми оставшимися возрастными группами) миграционная активность наблюдается у соседних групп населения: 15-19 и 30-34. На рис. 1 представлены структура внутренних мигрантов в России по возрасту и возрастные интенсивности внутренней миграции в России за 2013 г. (данные рассчитаны по прибывшему населению).
Наиболее высокий коэффициент интенсивности миграции наблюдается у населения в возрасте 15-19 лет, для которого характерна активная учебная миграция в этом возрасте. Движение мужского населения этого возраста определяется также призывом в армию. Для более старших возрастных групп характерно планомерное снижение соответствующих коэффициентов.
Для населения старше трудоспособного возраста характерны высокие коэффициенты закрепления по территориям. Дороговизна переезда в условиях отсутствия жилья в другой местности, а также сформировавшаяся привычка к среде (инфраструктурной, социальной, природной) во многом определяет высокую степень оседлости населения пенсионного возраста. На фоне этого мотивами смены территории проживания лицами пенсионного возраста могут служить следующие факторы: переезд к детям и внукам, уехавшим ранее в связи с учебой или в поисках работы в другой регион, смена климата на более подходящий, в условиях наличия свободного от работы времени ведение личного подсобного хозяйства. Таким образом, при наличии работы у соответствующей категории лиц повышение пенсионного возраста, скорее всего, приведет лишь к еще большему закреплению лиц этой возрастной категории (55-59 для женщин и 60-64 для мужчин) к территории проживания.
Дополнительные потери рабочего времени. Для пожилых работников характерны более частные периоды нетрудоспособности. Проблема воспитания детей и внуков. Более поздний уход на пенсию женщин при сохранении проблемы с доступностью учреждений дошкольного образования является наступлением на «институт бабушек». Впоследствии это может сказаться, например, на демографических планах населения.
Таким образом, повышение пенсионного возраста, по всей видимости, не пройдет незамеченным для российского рынка труда.