Заставь менеджера изобразить на бумаге самого себя на работе — узнаешь всю его подноготную
Методики анализа рисунков «Я на работе» позволяют выявить качества руководителяУ нас в школе была талантливая учительница рисования. Она не столько учила рисовать, сколько наблюдать, думать, переживать и изображать на бумаге свои мысли и чувства. Однажды она попросила каждого нарисовать автопортрет, а потом, подходя к ученикам, шепотом давала свои комментарии. Как я сейчас понимаю, довольно проницательные и психологически тонкие. Она рассказывала о личности ребенка то, что увидела на его рисунке. Спустя много лет во время учебы на факультете психологии МГУ я узнала про так называемые проективные методики, которые базируются именно на интерпретации экспертами-психологами рисунков людей на определенные темы. Работа с рисунком – это лишь часть целостного процесса оценки. Однако часть важная и интересная. Я расскажу о простой методике, которую я, как работающий в бизнесе психолог, активно использую в работе для лучшего понимания особенностей своих клиентов-менеджеров. Общаясь с английскими коллегами, я узнала, что они тоже часто используют проективные элементы оценки и наши интерпретации во многом совпадают.
Я предлагаю менеджеру нарисовать в течение 5 минут рисунок на тему «Я на работе». Никаких инструкций больше не даю, чтобы не мешать творчеству. Существует ряд простых критериев, по которым можно сделать некоторые гипотезы. Конечно, все гипотезы затем требуют тщательной проверки. Как во всех рисуночных тестах, обращаем внимание на общий вид картинки. Где нарисован герой? Если рисунок большой и расположен скорее вверху и в середине листа, то это признак высокой самооценки, уверенности в себе. Если рисунок смещен книзу, есть неудовлетворенность собой, самооценка нестабильна, бывает подавленное мрачное настроение. Явное смещение изображенной фигуры вправо означает нацеленность в будущее, значимость рационального опыта, влево – выраженная сосредоточенность на прошлом, достигнутых успехах, значимость эмоциональных переживаний. Потом, как выглядит изображенный работник? Он бодрый и позитивный или усталый, грустный, агрессивный и недовольный? Безликий и скучный или яркий? В этом проявляется эмоциональное отношение человека к себе, своей работе, управленческой роли.
Довольно часто люди изображают себя просто сидящими за столом или компьютером. Это самый незатейливый способ показать себя в рабочем процессе, однако свидетельствует такой рисунок о стереотипности мышления. Настораживает и то, что именно так, в кабинете за столом, видит себя руководитель большого коллектива, тогда как на самом деле его задача – не сидеть постоянно за компьютером, а активно работать с людьми.
Отсутствие на картинке других людей отображает индивидуализм, замкнутость и одиночество. Если же изображены другие люди, то важно, какое положение они занимают относительно «главного героя». Герой находится в кругу людей – свидетельство его командной позиции, партнерства. Если же он стоит, а другие сидят или просто находятся явно ниже на рисунке, это свидетельство его авторитарности, желания поучать других, быть выше. Правда, такие рисунки иногда отображают не настоящее положение дел, а желаемое. Но для диагностики это тоже очень важно.
Если человек изображен в движении, это говорит о его гибкости, готовности меняться и развиваться, но в то же время о нетерпении и непоседливости. Активная поза – готовность действовать. Но если человек (не будучи курьером, бегуном или пожарным) изображает себя бегущим, то велика вероятность, что он действительно стремится от чего-то убежать, скрыться, чувствует опасность. Это отличная возможность для дальнейшего обсуждения – что же его так не устраивает, мучает, тревожит?
Наличие профессиональной атрибутики (папка с документами, ручка, микрофон, флипчарт) говорит о вовлеченности героя в свою деятельность, о значимости для него роли эксперта.
Способность изобразить себя в карикатурном жанре (например, героем комикса), безусловно, свидетельствует о креативности, творческом потенциале, чувстве юмора, об ироничном взгляде автора рисунка, в том числе и на самого себя. Но вопрос в том, насколько серьезно он относится к своей работе.
Если менеджер рисует посторонние детали, например окно с цветами, деревья, солнце или животных, это свидетельствует о том, что ценность внерабочей жизни для него высока. Он соблюдает баланс рабочего и личного времени. Но чтобы лучше понять его реальные приоритеты, нужно обратить внимание на пропорции рабочей и нерабочей атрибутики.
И наконец, надо обратить внимание на фигуру героя. Если у него крупная голова, значит, он любит интеллектуально сложные задачи. Если у нарисованного персонажа подчеркнуто крупные руки, скорее всего он работоспособен, ответственен и энергичен. Крупное туловище говорит о стрессоустойчивости, стабильности, общей основательности решений и поступков. О многом скажет и лицо. Большие глаза свидетельствуют о том, что человек наблюдателен, склонен обращать внимание на других, подмечать нюансы. Заметные, акцентированные уши означают, что наш герой способен слушать других и чувствителен к критике. Четко очерченный рот выдает любителя поговорить, высказать свое мнение, выступить. В общем, организовав однажды веселый урок рисования в своем коллективе, вы узнаете много нового о своих сотрудниках, откроете в них новые стороны и обнаружите неожиданные таланты.
Автор – партнер, лидер практики VIP-консультирования «Экопси консалтинга»