Кто работает с детьми в туристических лагерях

Государство толком не следит за уровнем подготовки вожатых и инструкторов
А. Таранин
А. Таранин

День 18 июня стал трагическим для 47 детей и четырех вожатых и инструкторов из карельского лагеря «Парк-отель «Сямозеро», которые отправились в плавание по Сямозеру в Пряжинском районе Карелии. Путешественников застиг шторм, два каноэ с детьми унесло далеко от берега, и они перевернулись. Рафт с остальными детьми прибило к одному из островов. Погибло 14 человек, в том числе взрослый инструктор, которые шли на каноэ (данные Следственного комитета России). На руководителей, сопровождавших детей инструкторов и руководителя местного Роспотребнадзора заведены уголовные дела.

Как устроена система подготовки специалистов, работающих с детьми в стационарных лагерях и во время походов, и есть ли такая система вообще? Что за люди работают вожатыми и инструкторами в детских лагерях, на каких условиях они трудятся, кто и как контролирует их работу? «Ведомости» попытались найти ответы на эти вопросы.

Специальность – инструктор

Вожатый и инструктор-методист по туризму – специальности, которые государство признает официально. Они включены в единый квалификационный справочник, рассказал «Ведомостям» представитель Минтруда. Каковы требования к вожатым и старшим вожатым? Такой специалист должен иметь среднее общее или высшее образование, пройти подготовку в области педагогики, обладать знаниями по психологии, уметь работать с детьми и организовывать отдых, знать правила трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности и т. п.

Специальность инструктора-методиста описана более детально. Специалист должен быть в состоянии разрабатывать технику туристических походов, изучать маршруты, оценивать их пригодность для конкретной группы. В его обязанности входит подготовка маршрутных листов, графика походных мероприятий, сроков их проведения, расчет сметы расходов, инструктаж по соблюдению мер предосторожности и проч. Иными словами, на плечах такого сотрудника большая часть ответственности за проведение похода. У него обязательно должен быть диплом о среднем или высшем профессиональном образовании по специальности «физкультура и спорт», «рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» или «туризм» и стаж работы не менее 2–3 лет. Кроме того, он должен пройти курсы инструкторов-проводников по одному из шести туристических маршрутов.

Впрочем, все это не более чем рекомендации, оговаривается представитель Минтруда, в требования они превращаются только в тех случаях, когда государство предоставляет работнику какие-либо льготы, гарантии или компенсации.

Отбирают сами

Но это теория, а на практике каждый лагерь нанимает сотрудников так, как считает нужным. По словам члена Национальной академии туризма Сергея Менделевича, руководство лагеря получает разрешение Роспотребнадзора на его организацию, но эта служба проверяет только соблюдение санитарно-технических требований, наличие медперсонала и т. п., а квалификацию вожатых и инструкторов – нет. Фактически каждый лагерь создает собственную систему найма сотрудников, подтверждает пресс-секретарь сети частных лагерей «Большое приключение» Вячеслав Венидиктов. Вся ответственность за уровень квалификации вожатых и инструкторов лежит на руководстве лагерей, так как единых стандартов или госаккредитации специалистов не существует, утверждает он: «Это как с мороженым: можно производить его по ГОСТу, а можно на основе ТУ».

Как правило, лагеря берут на работу тех, кто отучился в организованных ими же специальных школах подготовки вожатых. Например, сотрудники лагеря «Остров героев» (занимается детским активным туризмом с 2009 г.) читают лекции и проводят практические занятия для всех желающих, рассказывает старший менеджер лагеря Татьяна Малугина. Объявления о наборе размещаются в интернете, занятия начинаются в сентябре, на первое собеседование приходит от 50 до 100 претендентов в возрасте от 21 года, около 20% моментально отсеиваются. Затем в течение девяти месяцев будущим вожатым читают лекции. Два-три раза они участвуют в сборах. В итоге 20–30 человек трудоустраиваются в «Остров героев» – однако не все из них остаются работать с детьми, говорит Малугина: нередко после первых 2–3 дней работы становится ясно, что вожатый к этому не готов.

Детский отдых в цифрах

8,46 млн детей отдыхают в 50 000 российских лагерей ежегодно, говорит представитель вице-премьера Ольги Голодец. Около 40 000 – лагеря дневного пребывания, 1500 – санатории, 2500 – загородные лагеря, 6500 – палаточные лагеря и лагеря труда и отдыха. В походах ежегодно участвует около 800 000 детей

В лагере «Большое приключение» (существует с 2000 г.) своя методика найма вожатых и инструкторов. Сначала потенциальные кандидаты слушают 360 часов лекций и читают 400-страничное учебное пособие, потом проходят практику. Из 600 кандидатов, подавших заявки, инструкторами становятся около 20, говорит Венидиктов. К отбору сотрудников лагерь относится очень серьезно, заверяет он: «Мы смотрим на [кандидатов] буквально под лупой. Если человек закурил в походе или выругался матом, исключаем его из претендентов».

Инструкторов готовят в школах при Федерации спортивного туризма – правда, документы об их окончании государство не признает, говорит вице-президент ФСТ Алексей Ярошевский.

Организаторы походов и лагерей, подведомственных Минобрнауки, должны следовать выпущенной этим ведомством инструкции по организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися школ, профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ. Там указаны, например, минимальный возраст участника пешего похода второй категории сложности (14 лет) и минимальный возраст руководителя (19 лет). Сказано, что руководитель должен иметь опыт участия в походах соответствующей категории. Предписано, что группу из 6–15 детей должны сопровождать двое руководителей.

Но частные организации могут игнорировать требования этой инструкции, разводит руками Менделевич. Не существует нормативного документа, который обязывал бы частные лагеря руководствоваться ею. А частных лагерей – 20–30%, оценивает сооснователь лагеря «Большое приключение», член Координационного совета по развитию детского туризма Матвей Шпаро.

Портрет сотрудника лагеря

Первое место среди кандидатов на место вожатого или инструктора, как правило, занимают студенты или выпускники педагогических вузов, которые хотят таким образом отработать летнюю практику, либо те, кто учится по туристическим специальностям. Представитель Московского государственного педагогического университета Анна Качуровская подтверждает: часть его студентов проходит практику, отправляясь работать вожатыми, так как за это еще и платят (средняя зарплата, по данным HeadHunter, 25 000–30 000 руб. в месяц). Студентов предварительно готовят, уверяет она: в вузе есть факультативная система подготовки вожатых.

На рекрутинговом портале HeadHunter недавно было размещено всего 24 вакансии вожатых – впрочем, это вдвое больше, чем в июне 2015 г. Но резюме соискателей в сотни раз больше – 1410. Количество резюме от соискателей по специальности «инструктор» в июне 2016 г. составило 408, а вот вакансий почти не было, говорит представитель HeadHunter. В основном соискатели – женщины (81%). 41% соискателей – молодые люди до 22 лет, еще 29% – 22–25-летние.

Чиновники пишут письма

Особенно остро кадровая проблема стоит в частных лагерях, признает Шпаро из «Большого приключения». В государственных и подведомственных лагерях за квалификацией сотрудников следят более или менее строго, уверен он. Представитель Минобрнауки на вопрос «Ведомостей» о госконтроле за работой персонала детских лагерей ответил, что министерство формирует банк данных по программам и практикам летнего оздоровительного отдыха и рекомендует ориентироваться на него при выборе места отдыха для ребенка. Банк содержит методические материалы по шести основным направлениям дополнительных общеобразовательных программ: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.

Кроме того, Минобрнауки направляет во все регионы России письма с рекомендациями, как организовывать туристические походы по программам дополнительного образования. Последний раз такое письмо было разослано в ноябре 2015 г., говорит представитель ведомства.

По словам представителя вице-премьера Ольги Голодец, которая руководит координационным советом по детскому туризму, Минтруд и Минобрнауки сейчас работают над тем, чтобы изменить организацию детского отдыха. Изменения коснутся в том числе и контроля за квалификацией инструкторов и педагогов, работающих с детьми, обещает собеседник «Ведомостей».