Стэнфордский университет просит студентов не спешить с созданием стартапов

Почему руководство бизнес-школы Стэнфорда считает студенческое предпринимательство вредным
Стэнфорд против стартапов/ Д. Новожилов/ Ведомости

Стэнфордский университет изо всех сил поощряет своих студентов, когда те вынашивают грандиозные планы и рыщут в поисках идей для создания собственного бизнеса. Но для тех, кто прямо сейчас готов ринуться в бой и затеять стартап, у университета с недавних пор выработана другая позиция – не торопитесь. По мнению некоторых руководителей бизнес-школы, стартапы мешают студентам сосредоточиться на обучении и университетских мероприятиях.

Бизнес-школу Стэнфорда сильно беспокоит, что молодые люди перестают интересоваться чем-либо, кроме собственных идей. Лекции и студенческие развлечения проходят мимо них, учебные задания выполняются по принципу «лишь бы отделаться». Так что вузовское начальство убедительно просит подопечных отложить деловые амбиции до выпуска и сосредоточиться на получении диплома.

Это не очень-то легко сделать, если к тебе на занятия все время заглядывают известные венчурные капиталисты, работающие неподалеку – на Сэнд-Хилл-роуд в Менло-парке (Калифорния). В предыдущие годы практически все слушатели МВА Стэнфорда прошли курсы предпринимательства, и примерно каждый шестой студент создал собственный стартап. «Мы не высшая школа индивидуального предпринимательства!» – возмущается декан бизнес-школы Гарт Салонер. Он рекомендует студентам, мечтающим о собственном стартапе, поступать не в его заведение, а обращаться прямиком в бизнес-инкубатор.

Студенты-бизнесмены

16% студентов программ МВА в Стэнфордском университете основали свое дело в этом году

Бизнесмены и школы МВА за прошедшее десятилетие инвестировали миллионы долларов в курсы предпринимательства. Отчасти это попытка снизить для себя стоимость инноваций и внедрения новых технологий. Такие не похожие друг на друга учебные заведения, как бизнес-школа Гарварда, Университет Оклахомы, Университет Пейс и Университет Нью-Йорка, ввели в программу новые предметы, новые факультативы и открыли лаборатории инноваций. Люди, открывшие многообещающий стартап, чествуются как местные знаменитости. А некоторые бизнес-школы тщательно отслеживают раунды венчурного финансирования детищ своих выпускников и всячески рекламируют успехи бывших учеников.

Но ряд вузов уже засомневался, а не качнулся ли маятник слишком сильно в сторону стартапов. Вести свое дело – занятие весьма нервное и трудозатратное, тем более подавляющее большинство студенческих проектов приказывает долго жить, говорит Салонер. В бизнес-школе Росса при Университете Мичигана около 5% студентов МВА вскоре после получения диплома основывают свой бизнес. Но школа придумала, как обуздать их рвение и не дать им слишком рано уйти в бизнес. В школе действует много проектов вроде конкурса бизнес-планов и акселераторов, где студенты могут устроить тест-драйв своим идеям и получить обратную связь от однокурсников и экспертов. Таким образом провальные идеи отбраковываются еще на ранней стадии. «Многие замыслы явно не годятся для пьедестала почета», – констатирует декан бизнес-школы Элисон Дэвис-Блейк.

Ли Эдвардс, возглавляющий Центр предпринимательского обра­зования Стэнфорда, всеми правдами и неправдами уговаривает студентов МВА второго года обучения устроиться стажерами в чужие компании, даже если они горят желанием основать свою собственную. Увы, ряд студентов твердо верит, что лучшего времени для старта своего дела специально не придумаешь.

WSJ, 3.12.2015, Антон Осипов