Семья Панджаби за 10 лет построила крупнейшую медиагруппу Индонезии

А начинался бизнес со съемок мини-сериалов и низкобюджетных мыльных опер
MD Pictures выпускает популярные в стране фильмы, выращивает звезд вроде Лодьи Синтии Беллы и грамотных управленцев вроде продюсера и режиссера Джоко Анвара
MD Pictures выпускает популярные в стране фильмы, выращивает звезд вроде Лодьи Синтии Беллы и грамотных управленцев вроде продюсера и режиссера Джоко Анвара / MD Entertainment

На панораме Джакарты доминируют небоскребы, но в глаза бросается одно не очень высокое здание. Это штаб-квартира MD Corp, одной из крупнейших местных медиагрупп. Как считает ее сооснователь Маной Панджаби, здание олицетворяет его компанию – живую и постоянно развивающуюся. «У нас средний бизнес, он не дорос до большого дома. Так что я захотел выделиться на их фоне». Название компании – MD – это инициалы его и отца, Дхаму. Вместе они основали бизнес в 2003 г. Поначалу снимали мини-сериалы, которые здесь называют sinetron. В последние десять лет через «дочки» компания пробует себя в совершенно разных сферах, от полного метра до квадратного, т. е. от художественных фильмов до недвижимости.

По оценкам Панджаби, телевизионное подразделение группы, MD Entertainment, приносит половину доходов, причем киноподразделение – около 40%. «Моя любимая присказка – из грязи в князи (в оригинале «с нуля до героя». – «Ведомости»). Я звезда из ничего, я сам пример, как из грязи выбиться в князи, я занялся телевидением и стал первым в этом деле», – говорит он.

Кинокритики с ним согласны. MD Pictures выпускает популярные в стране фильмы, выращивает звезд вроде Лодьи Синтии Беллы и грамотных управленцев вроде продюсера и режиссера Джоко Анвара. «Некоторые фильмы стали культовыми, – хвалит критик Эрик Сазоно. – Панджаби не скупится на затраты и нанимает отличных режиссеров». Одним из кассовых хитов стала лента «Хабиби и Айнун» про третьего президента страны и его жену. В 2012 г. его посмотрели 4,5 млн индонезийцев, по данным Film Indonesia. В этом году лидер проката – Surga yang Tak Dirindukan, романтическая драма о полигамии и исламе.

Вскоре после окончания в 1995 г. университета Панджаби присоединился к семейному бизнесу, киностудии дяди Multivision Plus. Через семь лет Панджаби с отцом собрали сбережения, заняли у банков деньги и основали собственное производство – MD. В Индонезии, где многие крупные компании семейные, внутренние распри – обычное дело, особенно когда сталкиваются несколько поколений. Правда, Панджаби уверяет, что причиной ухода были «разногласия в видении бизнеса». Но упорно отказывается говорить об отношениях с дядей.

Панджаби считает, что стал амбициозным из-за проблем, с которыми ему пришлось столкнуться в прошлом. Еще живы воспоминания о финансовых трудностях, из-за которых в начале 1990-х гг. семья вынуждена была продать дом. А шрам на его лице – напоминание о серьезной автомобильной аварии, в которую он попал в молодости.

Битва за кинотеатры

В прошлом году кассовые сборы кинотеатров в Индонезии достигли 2,96 трлн рупий ($213 млн), гласят данные компании IHS Technology. Пять лет назад они составляли 1,08 трлн рупий. В стране доминирует сеть кинотеатров Cinema 21. Но на 345 000 человек приходится всего один кинозал, и это порождает жесткую конкуренцию среди кинокомпаний.

MD Corp полностью принадлежит Панджаби и его отцу. Они – члены одного из могущественных кланов, основанных выходцами из Индии, которые сколотили состояние в Индонезии. Китайским бизнесменам в стране пришлось труднее, они были объектом гонений. Индийская диаспора куда незаметнее, но доминирует в отраслях вроде текстильной и медиа. «Я индус, я индуист, но я и индонезиец. Я помогаю Индонезии развиваться, дерусь за нее, верю в нее, вот почему я успешен здесь, а не потому, что я индус», – кипятится Панджаби.

42-летний гендиректор утверждает, что 30–40% эфирного времени в прайм-тайм на местном телевидении показывают творения MD. На следующий год его цель – чтобы фильмы компании посмотрели 5 млн зрителей. Учитывая, что в стране живет 250 млн человек, а прослойка среднего класса все увеличивается, аналитики предрекают киноиндустрии страны бурное развитие. Их не смущает даже рецессия на развивающихся рынках. Прокат – одно из самых узких мест бизнеса. Конкуренция среди кинокомпаний жесткая. Панджаби призывает кинопрокатчиков быть амбициознее. «Владельцы кинотеатров промывают мозги моим соотечественникам американскими фильмами. Это как если бы Manchester United привезли в Индонезию и поставили играть в местной лиге. Мы проигрываем Голливуду, но меня не страшит эта схватка», – горячится он в своем офисе, где обивка сделана из искусственной крокодиловой кожи, а потолки зеркальные.

В здании MD Corp расположен элитный японский ресторан и сингапурский Ristorante Da Valentino. Панджаби кроме всего прочего владеет очень дорогими ресторанами в Джакарте и известен своими роскошными вечеринками. На его 40-летие звезда Болливуда Шахрукх Кхан выступал перед «ограниченным кругом приглашенных», по выражению Панджаби (всего-навсего 800 человек).

За 12 лет MD Corp разрослась с пяти до 600 сотрудников. Финансовые показатели группа не раскрывает, но Панджаби утверждает, что, как правило, его проекты высокоприбыльны. Съемки фильма Surga yang Tak Dirindukan, вышедшего на экраны в этом году, обошлись в $1 млн. Но группа получила половину сборов от билетов, которые, по оценкам, могли составить около $2,6 млн. Фильм посмотрели более 1,5 млн человек, а средняя цена билета была $3,5.

Панджаби не скрывает, что копирует успешный опыт Голливуда. Именно это заставило его начать эксперименты с экранизацией биографий и с мультфильмами. Последний проект, на который его вдохновила американская киноиндустрия, – популярный мультсериал Adit Sopo Jarwo. «Я никогда не нахожусь в зоне своего комфорта. Я вообще ненавижу бывать в этой зоне, для меня это равнозначно поражению», – яростно жестикулирует Панджаби. К переменам его подталкивает и замедление экономического роста страны. MD Animation понесла большие убытки из-за роста стоимости рабочей силы и затрат на технологии. В прошлом году компания уволила 300 работников, сохранив ядро из 30 с лишним самых творческих сотрудников. Панджаби уверяет: беда подразделения была в том, что люди оказались в своей зоне комфорта. Теперь большинство бывших мультипликаторов будут работать внештатно, что должно подстегнуть их креативность. Панджаби говорит: «Подобные кризисы заставляют нас умнеть».

FT, 13.10.2015, Антон Осипов