Стартапы меняют рынок услуг по ремонту квартир
Они нашли свои способы борьбы с главной напастью – непредсказуемым превышением сроков и сметИлья Осколков-Ценципер, основатель института дизайна «Стрелка» и компании «Ценципер», открыл компанию «Сделано» – сервис по ремонту квартир под ключ – полтора года назад вместе с партнерами-архитекторами Ильей Шаргаевым и Марко Михич-Ефтичем. Ремонтными работами в Москве занимается армия бригад и частных мастеров, но Ценциперу с партнерами удалось стандартизовать ремонтные услуги, которые обычно всегда выполняются с непредсказуемым превышением сроков и первоначальных смет. Ценципер и Шаргаев вложили в «Сделано» 4 млн руб. собственных сбережений. Первые две квартиры «Сделано» отремонтировали в мае, первыми клиентами стали знакомые. Как только Михич-Ефтич написал на своей странице в Facebook о появлении компании, на партнеров сразу свалилось около 150 заявок, рассказывает архитектор. И уже в сентябре «Сделано» отремонтировала 10 квартир, получив выручку, по данным Шаргаева, в 9,7 млн руб.
В последнее время в секторе ремонтных услуг активно развиваются небольшие сервисы нового типа. Некоторые, такие как «Сделано», отделывают квартиры под ключ по фиксированной цене. Другие работают как агрегаторы и через интернет связывают заказчика с мастерами-исполнителями. Ценципер оценивает рынок по ремонту квартир Москвы в $2,5 млрд и уверяет, что он еще сильно далек от насыщения. Василий Захаров, директор сервисного центра «А-Айсберг», говорит, что спрос на ремонт квартир увеличивается на 10% за год.
Точное нормирование
Основные ремонтные напасти – ни заказчик, ни сами мастера не знают вначале, сколько продлится процесс и во что он обойдется. В «Сделано» свели неопределенность к минимуму, решив ремонтировать квартиры только в домах, построенных по типовым проектам. По данным Ценципера, около 85% жителей Москвы живут в типовых домах. Для отделки квартир, в свою очередь, «Сделано» предлагает два стандартных дизайн-проекта. Таким образом компании удается, по словам Ценципера, соблюдать стандартный срок ремонта – 50 дней на однокомнатную квартиру в 35 кв. м. Около года Михич-Ефтич и его коллеги потратили на сбор параметрических данных о квартирах в домах типовой застройки. Шаргаев рассказывает, что они самостоятельно исследовали инженерные коммуникации, расположение труб, делали необходимые измерения. Исходя из полученных данных, они рассчитали точное время, которое понадобится на ремонт одной квартиры, а также количество отделочных материалов. Таким образом, они выстроили шаблон ремонта типовых квартир. Правда, ремонт получается недешевый – полная отделка однокомнатной квартиры по дизайн-проекту «Стокгольм» обойдется в 588 900 руб., включая материалы.
Впрочем, метод ограничивает потенциальное количество клиентов. Сейчас у «Сделано» накоплена информация о 10 сериях домов, в основном панельных, например П-44 и П-44Т. На них, по данным основателей «Сделано», приходится около 25% квартир Москвы. Сейчас в планах компании – постепенно изучить большинство серий домов, добавить новые дизайн-проекты, а также выйти в города-миллионники и Московскую область. По словам Шаргаева, в следующем году они хотят ежемесячно ремонтировать по 100 квартир в месяц и выйти на выручку в 100–150 млн руб. в месяц.
Биржа мастеров
Алексей Сапкин и Дмитрий Балакирев занимаются ремонтом, хотя сами никогда не заходили ни в одну из отделываемых квартир. Семь лет назад они придумали интернет-биржу услуг для мастеров – «Ремонтник.ру». Первоначальные инвестиции составили $20 000, большую часть денег вложил Сапкин, у него был другой бизнес – «Английский по телефону». А несколько лет назад в проект вложился Андрей Младенцев, бывший владелец компании «Нижфарм», сумма инвестиций не раскрывается. Эти деньги были потрачены на разработку сайта.
Эффект масштаба
Год назад компания «Яндекс» запустила агрегатор бытовых услуг «Яндекс.Мастер». Его партнерами стали 70 сервисов, например Profi.ru, YouDo. Но итоги года деятельности «Яндекс.Мастера» представители «Яндекса» раскрыть отказались. По словам представителя одной из компаний – партнеров «Яндекс.Мастера», в ближайшие месяцы агрегатор прекратит свое существование. «Мы от «Яндекс.Мастера» отключились по техническим причинам», – сказал он.
Найти заказчиков было несложно, они выходят на сайт сами, когда начинают искать в интернете статьи по ремонту. А вот мастера вообще не рассматривали интернет как место для поиска заказов, вспоминают предприниматели. Балакирев связывался с ними через объявления в газетах, проводил встречи. «Буквально затаскивали в онлайн», – вспоминает Сапкин. В 2012 г. основатели стали размещать рекламу в специализированных журналах, например «Ремонт и строительство». Сейчас на сайте, по словам Сапкина, зарегистрировано 300 000 мастеров и около 300 000 заказчиков. Любой мастер может подать заявку на «тендер», на который выставляется заказ клиента, рассказывает Сапкин. Но предварительно мастер должен зарегистрироваться на сайте, отправить анкету. Он публикует сведения о себе: на чем специализируется, какие материалы использует, какова стоимость услуг. А заказчик выбирает из нескольких предложений. После окончания работ клиент оставляет отзыв о мастере, если качество его работы было низким, сервис может провести проверку. Но никаких гарантий «Ремонтник.ру» клиентам не дает.
В 2011 г. у компании было по 30 заказов в месяц, а сейчас – до 1000 в сутки. Сапкин не раскрывает размер выручки, но утверждает, что в 2012 г. она была больше $1 млн. Сейчас сервис взимает комиссию примерно в 30 руб. с мастера за первое сообщение клиенту. На балансе каждого мастера должно быть не менее 1200 руб., если он занимается мелкими работами, если крупными – то 7200 руб. Деньги списываются по мере отправки сообщений.
По словам Сапкина, стоимость ремонта квартиры в 38 кв. м в панельном доме может варьироваться от 60 000 до 1,5 млн руб. Сейчас и крупные компании и застройщики, которые реконструируют метро или строят гостиницы, пользуются «Ремонтник.ру», на сайте есть узкоспециализированные инженеры-проектировщики.
Сделай сам
Однажды Денису Кутергину, основателю сервиса YouDo, потребовалась уборщица, чтобы убрать квартиру после вечеринки. Он позвонил по множеству объявлений и везде натыкался на юридических лиц. Так у него родилась идея создать платформу, где пользователи смогут быстро находить исполнителей для разных бытовых поручений, и он основал сервис YouDo. Первоначальный размер инвестиций он не раскрывает, но говорит, что за несколько лет он и его партнеры, в частности Алексей Гидирим, вложили в YouDo $700 000. Деньги они заработали на продаже своего предыдущего сайта для веб-мастеров Webmasters.ru. Осенью 2013 г. в проект YouDo вложил $1 млн фонд Flint Capital. Первоначальные инвестиции пошли на разработку сайта и зарплату программистам и создателям мобильного приложения, рассказывает Кутергин.
Сначала YouDo был сервисом микропоручений для студентов, ищущих подработку. Постепенно в нем появились функции «купить и доставить», «мелкий бытовой ремонт», «компьютерная помощь и др.
Сейчас YouDo предлагает примерно те же самые ремонтные услуги, что и «Ремонтник.ру». И доля услуг по отделке квартир в выручке YouDo за последний год выросла с 18% от всех заказов, сделанных на сервисе за день (их всего около 2000 в день), до 30%. Средняя стоимость заказа на ремонт за год выросла с 8000 до 25 000 руб. А YouDo взимает 5–15% комиссии с каждого выполненного заказа. Как и «Ремонтник», YouDo не контролирует качество выполненных работ, но дает возможность пользователям сформировать рейтинг мастера. Но YouDo отбирает мастеров: они могут зарегистрироваться на сайте после телефонного собеседования и обязательно должны привязать банковскую карту к аккаунту на YouDo и оставить контакты поручителей. Недобросовестные исполнители, говорит Кутергин, вылетают с сайта после нескольких отрицательных отзывов. По оценкам «Ведомостей», выручка YouDo от ремонтных работ составляет примерно 300 млн руб. в год.
По словам Федора Вирина, партнера Data Insight, в ремонтных работах самое трудное – поиск профессиональных бригад. И сервисы с этим справляются плохо. На таких сайтах в основном ищут мастеров для выполнения мелких работ: поменять кран или поставить новые розетки. Кроме того, сервис такого рода – одноразовый, говорит Вирин. Если клиент нашел через сервис надежного водопроводчика, то он просто будет нанимать его напрямую и это риск для развития агрегаторов ремонтных услуг, в отличие от компаний, реально занимающихся ремонтами, считает эксперт.
Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"