За год российские вузы привлекли на работу 650 педагогов-иностранцев

Чаще всего «иностранцами» оказываются российские ученые, обосновавшиеся за рубежом
Главный стимул привлечения иностранцев – повышение позиций в международных рейтингах вузов
Главный стимул привлечения иностранцев – повышение позиций в международных рейтингах вузов / А. Гордеев / Ведомости

За прошлый год 15 ведущих российских вузов, участвующих в госпрограмме повышения конкурентоспособности «Проект 5-100», привлекли к работе 650 педагогов-иностранцев, сообщили «Ведомостям» в пресс-службе проекта. По словам источника, удельный вес численности привлеченных зарубежных специалистов (с учетом российских граждан - обладателей PhD) увеличился почти в 2 раза, а планируемые на 2014 г. показатели удельного веса численности привлеченных зарубежных специалистов университетами - участниками «Проекта 5-100» были в среднем превышены почти в 3 раза.

Собеседники «Ведомостей» не скрывают, что главный стимул привлечения иностранцев – повышение позиций в международных рейтингах вузов. В этом году МГУ вплотную подошел к первой сотне лучших университетов в глобальном рейтинге QS, а рэнкинг лучших вузов мира Times Higher Education пополнился 11 российскими. 

«Интернационализация – один из основных трендов высшего образования в мире, и с этим необходимо считаться», – поясняет Михаил Антонов, директор Проектного офиса «Проекта 5-100». Он напоминает, что среди задач, которые ставят перед собой вузы – участники «Проекта 5-100» и которые закреплены в «дорожных картах», – значительное увеличение доли иностранных преподавателей.

«Привлечение зарубежной профессуры позволяет обогатить образовательный процесс, поддержать научный потенциал, увеличить объем совместных публикаций», – продолжает Антонов. По его мнению, работа в ведущем российском вузе для иностранного специалиста – «возможность принять участие в научном проекте мирового уровня», «подняться на новую ступень своей карьеры».

Директора Института развития образования НИУ ВШЭ Ирину Абанкину тренд радует. По ее наблюдениям, чаще всего «привлеченные иностранные преподаватели» оказываются россиянами, окончившими наши вузы и теперь работающие за рубежом. На взгляд Абанкиной, это вполне резонное решение: нет проблем с языковым барьером, в отличие от иностранных иностранцев наши не шарахаются, когда им студенты приносят зачетки и предлагают внимательно сверить их лицо с фото (что не сдают зачет за соседа), к тому же репаты стоят нашим вузам гораздо дешевле экспатов.

Так, профессор Дмитрий Фришман из Технического университета Мюнхена является членом  Международного научного совета СПбПУ и руководит лабораторией биоинформатики петербургского политеха. Он рассказывает, что в Политехе по «Проекту 5-100» созданы шесть лабораторий с перспективными и современными направлениями исследований. Например, научную лабораторию «Функциональные покрытия» возглавляет профессор Сергей Михайлов (Университет прикладных наук Западной Швейцарии), лабораторию «Нанопроизводство» – профессор Борис Чичков (Университет Лейбница и Лазерный центр Ганновера, Германия), руководителем научного направления «Управляемая доставка биологически активных соединений» стал профессор Глеб Сухоруков (Школа инжиниринга и естественных наук, Лондонский университет королевы Марии), лабораторией «Медицинские технологии» руководит доктор медицинских наук Николай Васильев (Бостонский детский госпиталь, Гарвард, США), лабораторию «Синтетическая биология» возглавил профессор Андрей Пичугин (Институт им. Густава Русси, Франция).