Недоучившийся студент Гарварда создал крупнейшее онлайновое турагенство Индонезии
Но развитию стартапа препятствовали специфические особенности индонезийской интернет-отраслиУчиться в бизнес-школе Гарварда непросто. Но еще сложнее решиться уйти из нее после первого же семестра. А именно это сделал Ферри Унарди. Прошло три года. Теперь он возглавляет один из самых известных индонезийских стартапов – туристическое онлайн-агентство Traveloka. «Все знают, что в интернете время течет иначе, чем в обычном мире, – объясняет Унарди. – Когда я поступал в Гарвард, я недооценивал этот фактор». По всей Индонезии стартапы возникают как грибы. Traveloka быстро стала общеизвестным брендом. К концу прошлого года у него было 10 млн уникальных посетителей каждый месяц. Штат вырос до 400 сотрудников. Он привлек инвестиции от Global Founders Capital – венчурного фонда, созданного основателями Rocket Internet братьями Оливером и Марком Самверами.
Traveloka сотрудничает с отелями по всей Юго-Восточной Азии и 33 авиакомпаниями. За свои услуги берет от 10 до 15% суммы бронирования. «Полагаю, путешествия – первый продукт, который люди начинают покупать онлайн, – говорит Унарди. – Так что если мы растем, значит, и другие интернет-магазины обречены на рост». В стране с населением 250 млн человек и увеличивающейся прослойкой среднего класса это хорошая новость для интернет-предпринимателей.
Унарди и его бизнес-партнеры Кусума Дерианто и Альберт (его фамилию Унарди не назвал) расположились в Джакарте. С Альбертом Унарди познакомился, изучая программирование в Университете Пердью (США), а Кусума был стажером Microsoft. В начале 2012 г. троица решила, что индонезийский рынок дозрел, появились клиентская база и интерес инвесторов. К концу года Traveloka, получив деньги от венчурного фонда East Ventures, начала работать как агрегатор предложений авиабилетов.
Интернет-бум
74, 6 млн пользователей интернета насчитывалось в 2013 г. в Индонезии, гласят данные SP eCommerce. К 2016 г. эта цифра должна вырасти до 102,8 млн
«Самая большая проблема туристической индустрии – доступность информации, – объясняет Унарди. – Ключом к успеху было грамотно ее структурировать, сделав удобной в использовании. С этой задачей мы, как программисты, вполне готовы были справиться». Но потребители все равно жаловались, что процесс бронирования сложен и запутан, так что через год сайт пришлось перезапускать. А в прошлом году сайт стал предлагать вдобавок к бронированию авиарейсов еще и бронирование гостиниц.
Унарди не скрывает, что вдохновлялся примером Expedia и Priceline: «Сейчас уровень креативности и инновационности настолько высок, что кто-то неизбежно воплощает идеи раньше». Компания не раскрывает выручку, Унарди только утверждает, что из месяца в месяц она растет двузначными темпами. Но развивать бизнес непросто, жалуется он. Самая большая морока – работа с мелкими отелями, где бронирование делается вручную, и выстраивание партнерских отношений с крупными авиаперевозчиками. «Вначале крайне трудно завоевать их доверие. Особенно нам. Ведь мы были мелким стартапом, а они – гигантскими компаниями», – говорит Унарди.
Когда Traveloka открылась, немногие индонезийские сайты могли похвастаться вменяемым дизайном и доверием пользователей. Так что многие клиенты стартапа чувствовали себя неуютно, платя онлайн. Развитию бизнеса препятствовала и такая общая черта этой нации, как нелюбовь к риску. Поэтому если в среднем в Азиатском регионе 60% людей сравнивают цены на разных онлайновых ресурсах перед покупкой, то в Индонезии – 80% (данные SP eCommerce).
Унарди вырос в Западной Суматре, где интерес к программированию подогревают с помощью соревнований по этой дисциплине между школьниками. Правда, его семья долгое время не могла признать, что Унарди занимается важным делом, а не тратит время на пустяковые занятия в сети. Но постепенно отношение в обществе меняется. «Все, что связано с программированием, входит в моду, – говорит Унарди. – Теперь, если ты делаешь что-то в интернете, ты крут».
FT, 21.09.2015, Антон Осипов