Результаты IPO можно предугадать по внешности гендиректора компании
Чем привлекательнее топ-менеджер, тем больше шансов на высокую оценку акций – американские исследователиКогда дело доходит до IPO, внешность приобретает критически важное значение – чем привлекательнее гендиректор, чем больше располагает к себе и чем увереннее держится, тем больше шансов на высокую оценку акций. К такому выводу пришли исследователи Элизабет Блэнкспур из Graduate School of Business Стэнфорда, Бредли Хендрикс из Kenan-Flagler Business School Университета Северной Каролины и Грегори Миллер из Stephen M. Ross School of Business Университета Мичигана.
Тех, кто работает в продажах, их выводами не удивишь. Но инвесторы всегда верили, что важны только прогнозы прибыльности, качество менеджмента и данные о доле рынка. «У вас же есть все цифры в проспекте эмиссии. Вы знаете всю подноготную гендиректора. Так зачем вы с ним встречаетесь?» – риторически вопрошает Блэнкспур.
Исследователи обратились к психологической теории «тонкого среза» (thin-slicing; спонтанные, но весьма точные оценки, которые порой оказываются лучше, чем тщательно продуманные решения). Ученые обнаружили, что мозг делает выводы о человеке на основе наблюдений за его внешностью и манерами. Для этого они проверили реакцию 900 случайных людей на презентации 224 гендиректоров – участники опроса ничего не знали ни о них, ни об их компании.
Каждый из подопытных смотрел 30-секундные ролики с презентациями без звука, чтобы не делать выводов на основе услышанной информации. А затем они оценивали гендиректоров по трем критериям: привлекательность, компетентность и вызывают ли они доверие. Оказалось, по восприятию другими людьми гендиректора можно предсказывать результаты IPO: у компаний тех гендиректоров, чья оценка на 5% лучше средней, цена акций при IPO была на 11% выше, чем можно было бы ожидать на основе фундаментального анализа.
В связке восприятие гендиректора – результаты IPO главную роль играла компетентность, затем привлекательность. Умение вызывать доверие к себе оказалось третьим по важности, но немаловажным.
Исследование объясняет, почему инвесторы считают роуд-шоу настолько важным, говорит Блэнкспур. Интересно, что компании, чьи гендиректора больше понравились людям, и через год после IPO показывают неплохие результаты. Возможно, инвесторы отнюдь не одурачены гладкими речами и красивым лицом, а здраво предполагают, что если гендиректор производит хорошее впечатление, то это благотворно скажется на работе компании.
WSJ, 13.08.2015, Антон Осипов