Плетение интриг помогает продвинуться по службе
Шесть тактик ведения офисных войнВо времена кризиса, когда происходит перестройка бизнеса и ликвидация целых подразделений, борьба сотрудников разного уровня за влияние в офисах заметно обостряется. Кадровые чистки, смены команд и руководителей, проводимые сейчас в российских компаниях, этому особенно способствуют, знает Анна Цейтлина, ведущий консультант Alex Primus Executive Search.
Чтобы помочь сотрудникам выигрывать внутренние битвы, а не стать жертвами махинаций других коллег, издательство Harvard Business Review Press недавно выпустило пособие по офисным интригам (HBR Guide to Office Politics). По мнению автора книги Карен Диллон, нет такого рабочего места, где можно избежать вовлечения в корпоративную борьбу. И было бы ошибкой считать, что кому-то удастся сосредоточиться исключительно на своей работе и не участвовать в интригах.
Истории с корпоративными скандалами и войнами в последний год участились в российских компаниях, как признают и 37% участников опроса Online Market Intelligence, проведенного по заказу «Ведомостей» в июле. При этом 49% соглашаются, что с помощью умелого ведения такой борьбы в их компаниях люди часто достигают карьерных и материальных выгод. И, что удивительно, 41% работающих участников опроса сами готовы включиться в плетение интриг против своего руководителя или неприятного коллеги, если будут уверены в успехе и безнаказанности.
В своей книге Диллон ссылается на ряд исследований, проведенных в крупных корпорациях, которые показывают: те, кто уклоняется от участия в корпоративных играх, как правило, хуже продвигаются по службе. В российских компаниях также находятся сторонники этой точки зрения. «Надо уметь дать отпор интригану, уметь постоять за себя, и если человек такой беззубый, что не может этого сделать, то я его никогда не повышу до руководящей должности, даже если он хороший профессионал», – говорит Алексей Андреев, генеральный директор агентства Depot WPF.
Лучший друг
В своей борьбе за влияние участники используют шесть различных тактик, говорят эксперты: открытое противостояние, сбор компромата, вхождение в образ лучшего друга, серию мелких ударов, слив информации и запуск слухов. Так, в госструктурах в борьбе за влияние пользуются старыми проверенными методами, отмечают эксперты. Сбор компромата, коррупционные подставы и жалобы в вышестоящие инстанции по поводу неисполнения документов и законов – самые распространенные методы конкурентной борьбы у госслужащих, прежде всего среднего звена, говорит Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета. Региональные чиновники, стремясь потопить конкурента, часто используют слив информации в силовые структуры или СМИ, добавляет он: «Негодяи – наша надежда и опора, шутили мы, когда я работал в ФСБ».
А вот в частных компаниях тактику открытого противостояния современные управленцы среднего и высшего звена используют все реже, замечает Алена Владимирская, руководитель рекрутингового агентства Pruffi. Сейчас гораздо более популярный сценарий, наоборот, притвориться другом и помощником менеджера, против которого плетется интрига, уточняет она. Лжепомощник старается выглядеть командным игроком, активно помогать своей жертве, объясняет она: «Надо лишь изучить уязвимые места человека и направить его в сферу, в которой он проявит себя с невыгодной стороны. При этом сам интриган остается вроде как ни при чем». Ныне «лучший друг» чаще всего подставляет коллегу, доказывая акционерам или людям, принимающим решения, что коллега мыслит неактуально: больше занимается перспективными и длинными проектами и мало заботится о близких продажах, добавляет Владимирская: «Сейчас это очень пугает владельцев, и я знаю несколько историй, когда топов в один день уволили после такой интриги».
Компромат в слайдах
Сейчас внутрикорпоративные битвы часто начинаются, чтобы обеспечить инициаторам интриг душевное спокойствие и вернуть чувство безопасности, поясняет Алексей Аверьянов, директор по персоналу Ecco Shoes, член НП «Эксперты рынка труда». При этом сотрудники, чьим позициям что-то угрожает (в реальности или в воображении инициаторов офисных интриг), используют классическую тактику сбора компромата. Инициатор интриги собирает факты, выставляющие его жертву в невыгодном свете, причем факты иногда могут быть реальными, но подаются они под негативным соусом и с ложными выводами.
Типы интриганов
Типология американского психолога Джона Циона
Всезнайка – бесконечно рассуждает о том, «что происходит на самом деле», делая вид, что обладает эксклюзивной информацией.
Лоббист – активно и любыми способами отстаивает свой проект.
Закулисный интриган – как правило, обаятельный и коммуникабельный, продвигается по службе за счет манипуляций, а не за счет хорошей работы.
Активист – с энтузиазмом и даже агрессией отстаивает «правое дело».
Советник – «глаза» и «уши» начальника.
По такому сценарию, например, недавно развернулась борьба за влияние в российском офисе крупной международной IT-компании, где наняли нового директора по продажам. Некоторые менеджеры восприняли его в штыки, тем более что новый босс планировал реорганизацию и смену команды, рассказывает Цейтлина. Раскопав на него «компромат», инициаторы интриги сделали презентацию для руководителей головного офиса из Китая, в которой обвинили сейлз-директора в коррупции и откатах. Компромат оформили в виде красивых слайдов. В качестве доказательства «вины» в презентации фигурировали автомобиль Ferrari нового босса, его дорогие часы и недвижимость за рубежом, а также комментарии бывших коллег и хедхантеров. Руководители согласились учесть эти факты, но в тот же день переслали презентацию самому директору по продажам. В результате инициаторов бунта уволили, а руководитель работает поныне. Но это скорее исключительный случай: слухи об участии в коррупционных схемах часто заканчиваются увольнением главного героя этих слухов, замечает Цейтлина.
Серия мелких уколов
Более затратная и длительная тактика – многоходовая комбинация, направленная на изматывание противников. Владелец кафе «Пончик & Ко» и эксперт по маркетингу Андрей Мамонтов рассказал, что на прежнем месте работы втянулся в борьбу, которая велась много месяцев. Источником интриг был один из директоров, работавший в компании восемь лет. «Тактика у него такая: он втирался в доверие ко всем – ходил вместе на перекуры и пить кофе, вел задушевные беседы на деловые и личные темы и таким образом нащупывал слабости и промахи коллег, – объясняет Мамонтов. – И когда подворачивался случай, ставил человека в неудобное положение при свидетелях. А письма с описанием происшествий он рассылал всем руководителям, стараясь донести до всех промахи сотрудника. Так этот топ-менеджер и проводил рабочий день: собирал факты или вел военные действия против сотрудника, на кого накопился материал». Его цель – продвинуть себя или убрать человека, который угрожает его положению либо просто не нравится, уточняет Мамонтов. И постоянно инициируя скандалы с последующим расследованием их причин и виновных, этот человек продвинулся по службе: был рядовым менеджером среднего звена, а стал директором. По мнению Мамонтова, если высшие руководители компании поощряют такого сотрудника, он будет всегда в выигрыше. Но компания проиграет. «Те компании, в которых руководители поощряют офисные войны, считая их полезным элементом внутренней конкуренции, со временем становятся неэффективными, потому что находятся под влиянием сиюминутных интересов интриганов, а не требований рынка», – говорит Мамонтов.
Машина слухов
Раз избежать офисных войн нельзя, то нужно стараться использовать их во благо, уверен Андреев из Depot WPF. К примеру, он практикует такой прием, как слив информации, когда надо сообщить сотрудникам, что руководство планирует направить пятерых человек на обучение за границу. «Можно сделать объявление на собрании и столкнуться с недовольством коллег, которых никуда не отправляют и которые считают, что других выбрали незаслуженно, – рассказывает Андреев. – А можно под строгим секретом сообщить это нескольким проверенным подчиненным, которые гарантированно за минуты разнесут информацию по офису». Так руководитель избегает открытого недовольства. Но серьезные интриги и подставы разрушительны и неэтичны, считает Андреев. Он говорит, что в своем агентстве старается противостоять интриганам и даже проводит собрания, посвященные борьбе с подковерными играми. Ведь в конечном счете должен преуспевать не ловкий ветеран офисных войн, а тот сотрудник, который покажет лучшие результаты.