Стартаперы США научились зарабатывать сотни миллионов долларов на фэнтези-футболе

Запрет азартных игр породил огромный рынок игр виртуальных
FanDuel – нью-йоркский стартап, который ежедневно проводит фэнтезийные соревнования по американскому футболу и баскетболу
FanDuel – нью-йоркский стартап, который ежедневно проводит фэнтезийные соревнования по американскому футболу и баскетболу / Е. Разумный / Ведомости

Фэнтези-футбол – это команда твоей мечты. Ты пишешь, кого из любимых футболистов ты хотел бы в ней видеть. А потом следишь за их успехами в реальной жизни. Один из тех, кого ты набрал в виртуальную команду, дал результативный пас или забил гол? Твоей команде очко! Количество очков сравнивается с другими командами и становится понятно, кто лучший футбольный менеджер. Конечно, есть ряд ограничений и правил вроде ограничения бюджета. Иначе Роналдо, Месси, Нойер, Неймар и Рамос играли бы против Рамоса, Неймара, Нойера, Месси и Роналдо.

Фэнтези-футбол в Европе остается уделом скорее любителей статистики и болельщиков-математиков. Но в США на нем научились делать сотни миллионов долларов.

FanDuel – нью-йоркский стартап, который ежедневно проводит фэнтезийные соревнования по американскому футболу и баскетболу. От роду ему всего шесть лет, возник он в Эдинбурге, потом добрался до Нью-Йорка. В ходе недавнего раунда финансирования он привлек $275 млн исходя из оценки cтоимости всей компании более чем в $1 млрд. Средства выделили KKR, Google Capital и медиагруппа Time Warner.

Но FanDuel этим не ограничилась и подписала с Disney эксклюзивный контракт на «трансляцию» своих «матчей» на телеканале ESPN и ряде других спортканалах. Игроки в фэнтези-футбол получат миллионы долларов призов, если их команды одержат верх в ежедневных соревнованиях. Это не преувеличение: по информации Forbes, в 2013 г. во время игр Национальной футбольной лиги FanDuel каждую неделю выплачивала около $2 млн владельцам самых результативных виртуальных команд. В 2014 г. победители получили от компании $500 000. А в этом компания планирует отдать счастливчикам более $1 млрд и получить $100 млн выручки.

Впрочем, основной конкурент, DraftKings, тоже активно сотрудничает с Disney и весной этого года привлек от него, по данным WSJ, $250 млн исходя из оценки компании в $900 млн. Рынок поделен в основном между этими двумя компаниями, долю FanDuel Forbes оценивает в 75%.

Закон от 2006 г. запретил в США онлайн-ставки на спортивные игры, как и азартные игры вроде онлайн-покера. Но фэнтези-соревнования оказались исключением. Лоббисты Национальной футбольной лиги убедили правительство считать их игрой, исход которой зависит от умения игрока, тем самым легализовав во всех штатах, кроме пяти самых упорных.

Основатель FanDuel Найджел Экклз вырос на молочной ферме в Северной Ирландии. Но математика привлекала его куда больше семейного бизнеса. Он работал в McKinsey, в региональной медиагруппе Johnston Press, а затем занялся стартапами.

Экклз убеждает, что миллиардная капитализация компании, которая в прошлом году получила всего $57 млн выручки и до сих пор не стала прибыльной, вполне оправданна. Инвесторов притягивает невероятно быстрый рост стартапа: «В этом году развиваемся вчетверо быстрее, чем в прошлом. Если спросите, что поразило инвесторов, так это темпы роста». Руководитель KKR Тед Обервагер вторит: «FanDuel обречена стать настоящим центром притяжения фанатов со всего мира».

Что такое фэнтези

Фэнтези-спорт – новомодное направление для любителей делать ставки на спорт, появившееся на Западе в 90-х гг. и в последние годы активно набирающее популярность в интернете. Фэнтези-спорт совмещает в себе компьютерную игру (симулятор менеджера спортивной команды), букмекерскую контору и покерную систему проведения турниров. Иными словами, это виртуальная онлайновая игра с возможностью выигрыша реальных денег. Участникам игры предлагается побыть в роли менеджера спортивной команды. Ваша цель – составить команду из наиболее успешных игроков, которые будут участвовать в совершенно реальных играх. Например, в фэнтези-футболе участнику на выбор дается несколько реально существующих команд (например, Real Madrid или Chelsea). И он должен выбрать определенное количество игроков из этих команд, которые, на взгляд участника фэнтези-футбола, хорошо проявят себя в ближайших играх. Игроки могут быть любого типа: нападающие, защитники, полузащитники, вратари. За успешные действия выбранных игроков участнику фэнтези-футбола начисляются очки, за неудачи – вычитаются.

Исследовательский бутик Eilers Research, специализирующийся на интерактивных играх и технологиях, оценил в конце прошлого года количество пользователей FanDuel в 1,01 млн. Каждый из них в среднем тратит $147 в месяц. «Стоимость привлечения пользователей в прошлом году составила $70 за каждого, но они куда ценнее этих денег. Инвесторы видят, что мы делаем спорт все более притягательным», – говорит Экклз.

Eilers считает, что к 2020 г. объем рынка фэнтези-игр в США превысит $14 млрд. На прошлой неделе Yahoo объявила, что тоже займется этим бизнесом. Но Экклз рассчитывает, что FanDuel, в которую инвестировали владельцы нескольких команд NBA и Национальной футбольной лиги, удержит лидирующее положение как компания, первой вошедшая на рынок.

Экклз хочет провести IPO, его не очень волнует вопрос, станет ли в ближайшем будущем его компания прибыльной. Не беспокоится он и о том, как бы власти не запретили фэнтези-футбол как азартную игру. В нее режутся в США более 30 лет, рассуждает он, и единственная разница только в том, что сейчас это происходит онлайн.

FT, 14.07.2015, Антон Осипов