Компании слишком увлеклись чистками персонала, говорят эксперты
Они стремятся заменить сотрудников на более продуктивных и дешевых. Но создают себе массу проблем
Под разговоры о кризисе и сокращениях персонала многие компании занялись сегодня чисткой кадров, говорят эксперты рынка труда. Расчет прост: на рынке сейчас полно кандидатов, которых можно нанять на меньшее жалованье, а стараться новички будут не меньше, а то и больше старых сотрудников. Взять хотя бы строительные гипермаркеты, где в последнее время увольняют всех – от продавцов до главного по залу, заменяя российский персонал на гастарбайтеров, приводит пример Наталья Курантова, директор по работе с ключевыми клиентами Kelly Services. По словам экспертов, часто для массовой замены персонала находится официальный повод – изменение стратегии или ввод нового продукта, реально же за этим стоит желание заменить менее эффективных сотрудников на более эффективных. Курантова рассказывает, что, например, в фармацевтических компаниях бывает так, что закупили новый рецептурный препарат, а все медицинские представители компании до этого продавали безрецептурные препараты. Их квалификация больше компанию не устраивает, переучивать их не хочется, компании кажется, что легче и дешевле взять готовых специалистов с рынка, которые будут работать эффективнее.
Эксперты говорят, что на рынке мало компаний, которые научились преодолевать все трудности, связанные с постоянным притоком новых кадров, и безболезненно вливать новую кровь.
Кадровый конвейер
Розничные сети давно научились решать проблему массовой интеграции новых кадров. В ритейле традиционно высок уровень текучести кадров – не менее 60% в год, по оценке самих участников рынка. Уходят чаще всего продавцы, потому что не могут достойно заработать, большинство из них легко переманить за лишние 3000 руб. прибавки к зарплате, признаются в компаниях. Между тем конкуренция за персонал в ритейле большая, кадров не хватает. И компании вынуждены каждый день решать проблему поиска и адаптации нового работоспособного персонала взамен ушедшего, у них построен настоящий конвейер по интеграции свежих сил. К примеру, в компании «Связной» штат продавцов насчитывает более 15 000 человек, рассказывает Артем Назаров, директор корпоративного университета компании. Входной барьер для новобранцев низкий – на должность продавцов берут молодых людей без опыта работы. Зато сразу начинают их учить. По словам Назарова, каждый новичок проходит за 14 дней первичную адаптацию, тренинги включают разбор кейсов и отработку вместе с наставником навыков работы в торговых точках. Назаров говорит, что ежегодно «Связной» тратит на обучение каждого сотрудника порядка 15 000 руб. За первые полгода из 100 новобранцев отсеиваются 40. А еще через шесть месяцев из сотни на старте остается 45–50 человек.
Ищем энтузиастов
«Молодые люди часто не хотят после вуза переезжать в деревню. Их даже деньгами сложно замотивировать», – рассказывает Александр Рындин, председатель совета директоров Племенного завода им. Георгиевского. Проблему с частым поиском новых сотрудников приходится решать не только в ритейле, но и в аграрном секторе. Только здесь проблема не столько в зарплатах, сколько в тяжелых условиях труда. Рындин вспоминает случай в одном совхозе, что находится в 140 км от Краснодара и в 15 км от районного центра. Туда пять лет назад набирали на работу студентов-аграриев. Платили студентам вполне нормальную на тот момент для региона зарплату в 20 000 руб. Но работать на ферме не так легко. Рабочий день начинается в 5 утра, осенью дожди и непролазная грязь. И пять лет спустя остался работать в совхозе только один аграрий из всех приглашенных.
В попытке привлечь молодежь в деревню сельскохозяйственные компании не скупятся на щедрые зарплаты и хорошие соцпакеты. «Мы, например, теперь строим для молодых дома и обещаем, что если они проработают у нас 10 лет, то дом перейдет в их собственность», – рассказывает Рындин. Такая мера позволила Племзаводу им. Георгиевского удерживать до 90% молодых специалистов. Теперь у предприятия нет необходимости все время набирать новый персонал.
Все свои
Трудности использования
Иные работодатели пытаются решить проблему эффективности на этапе подбора нового персонала, придумывая для этого оригинальные способы проведения собеседования. Например, в компании Callbackhunter еще недавно кандидаты должны были во время собеседования выскакивать на улицу и бегать с протянутой рукой, собирая деньги с прохожих. На самом деле это был тест, позволявший быстро растущему стартапу отбирать находчивых и коммуникабельных продавцов из 10–20 кандидатов, которые ежедневно приходили на собеседование, вспоминает Руслан Тутанашвили, соучредитель Callbackhunter. Но даже столь необычный и придирчивый отбор сотрудников не помог компании создать постоянный и гарантированно эффективный штат продавцов ее услуг. Люди постоянно уходили, и приходилось заново искать кадры. «Наша компания очень молода, мы работаем всего полгода, и у нас пока нет отлаженной системы мотивации и удержания персонала», – говорит в оправдание Виктория Волконская, продюсер Callbackhunter.
Однако компания, которая часто обновляет персонал, должна решать сразу несколько проблем: как интегрировать новичков, как их мотивировать, как при этом не потерять старых ценных, предупреждают эксперты. Если в компании не построены внутренние процедуры, то опасно уповать на то, что новые сотрудники повысят эффективность компании, замечает Анна Бурова, руководитель подразделений консалтинга и рекрутмента Manpower Group. К тому же, добавляет Виктория Филиппова, партнер хедхантинговой компании Cornerstone, часто зачистки персонала заканчиваются тем, что в компанию действительно выстраивается длинная очередь из кандидатов с рынка труда, но эти кандидаты могут быть как компетентные, так и не очень, как мотивированные, так и лентяи. «А чтобы разобрать 700 резюме, которые упали в ящик в один день, нужно как минимум иметь в запасе больше 24 часов в сутки. Плюс к этому растут расходы на поиск, на адаптацию новых сотрудников и на замену тех, кто не прошел испытательный срок», – добавляет Филиппова.
Показания для чистки
Часто не нужно постоянно набирать новых людей – достаточно решить системную проблему, порождающую высокую текучесть кадров. Например, так в итоге поступили в компании Callbackhunter. После нескольких месяцев постоянного набора продавцов в компании поняли: причина частого ухода сотрудников из отдела продаж заключается в том, что этих сотрудников слишком много, а на каждого из них приходится слишком мало клиентов. Поэтому и комиссионные с продаж сотрудники получают небольшие. Волконская рассказывает, что поначалу для захвата рынка компания держала 80 продавцов, но, когда рынок схлопнулся, стало понятно, что столько продавцов компании не нужно. В результате Callbackhunter вдвое сократила количество персонала в отделе продаж. Теперь, когда там работает только 40 продавцов, на каждого сотрудника приходится в 2 раза больше клиентов. Заработки продавцов выросли, а текучесть сократилась. Компании больше незачем набирать в больших количествах новых сотрудников.
Зачистки персонала и постоянный добор новобранцев решают проблемы эффективности далеко не всегда, но в некоторых случаях они оправданны, говорят эксперты. К примеру, в докризисные хлебные времена компания нанимала дорогих специалистов и менеджеров. А в кризис объем их обязанностей сократился и платить им в прежнем объеме стало слишком накладно, отмечает Филиппова. Вот работодатель и берет на их места компетентных, но недорогих профессионалов, вполне способных выполнять сокращенный объем задач их предшественников.-