Экономиста приняли на работу за порчу Рorsche основателя компании
В каких случаях эпатировать работодателя не стоит, рассказывают экспертыПроснувшись майским утром, основатель Like-холдинга (международной сети кофеен, хостелов, магазинов подарков и туркомпаний) Аяз Шабутдинов обнаружил на своем Porsche надпись белой краской: «Основателю «Лайк холдинга» Аязу Шабутдинову заявление. Прошу принять меня на должность event-manager». Далее следовала подпись – «Петров Андрей» и номер мобильного телефона.
Шабутдинов не стал вызывать полицию, а попросил разобраться Кирилла Упатова, исполнительного директора компании. Как рассказал позднее «Ведомостям» Упатов, «хулиганом» оказался реальный соискатель, который проходил испытания в assessment-центре. Ему, как и другим кандидатам, было предложено совершить какой-то необычный поступок ради трудоустройства. Шабутдинов с Упатовым творческий поступок оценили: парень был принят на работу. «Краску легко смыли на автомойке. Но я попросил в компании больше ничего подобного не делать», – рассказал Шабутдинов.
«HR-менеджер попросил сделать нечто необычное – я и сделал», – оправдывается Петров. Петрову 23 года, у него есть диплом экономиста, он увлекается роликами и другими видами спорта. Работой он доволен: только в минувшие выходные, по его словам, ему довелось организовывать акцию-забег для предпринимателей в различных городах России.
Петров сильно рисковал, говорит Дмитрий Кофанов, юрист по трудовому праву и гендиректор NSConsulting. Статья 167 УК РФ за умышленное уничтожение или повреждение имущества предусматривает наказание штрафом в размере до 40 000 руб., обязательными работами на срок до 360 часов, исправительными работами на срок до одного года либо принудительными работами на срок до двух лет, арестом на срок до трех месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.
«Эмоциональная реакция на порчу автомобиля и необходимость дорогостоящего ремонта могла бы иметь полностью противоположный эффект для соискателя», – соглашается Антон Фокин, член НП «Эксперты рынка труда». Подобная креативность подхода может быть правильно оценена работодателем в таких сферах, как реклама, маркетинг, продажи и т. д., а вот работодателям из сфер IT, безопасности или финансов она вряд ли придется по вкусу. «Кандидату важно суметь правильно просчитать реакцию работодателя на нестандартный перформанс и не перегнуть палку», – говорит Фокин.
Понравиться большому боссу
По словам рекрутеров, особо находчивые соискатели нередко пытаются через головы кадровиков и рекрутеров выйти непосредственно на руководителей фирмы-работодателя. И это срабатывает. Так, по словам Виктории Филипповой, партнера Cornerstone, однажды кандидат – инвестиционный менеджер – очень хотел попасть на работу в крупную российскую динамичную структуру, но HR не пропускали его кандидатуру. Тогда он купил членство в элитном гольф-клубе, потратив все накопления. Научился играть и стал попадаться на глаза СЕО желанной компании, со временем став его партнером по гольфу, а затем получил работу.
Близки к провалу
«Анкор» называет способы провалить собеседование. Нельзя приходить на интервью с родственниками и возлюбленными. Лучше не брать на интервью домашних и диких животных. Не следует рассказывать о своем сексуальном опыте и преимуществах интервьюеру. И ни в коем случае не следует плакать.
Наталия Суворова, эксперт практики «Нефть и газ» компании Staffwell, вспоминает, как однажды кандидат от агентства ехал на первое интервью в одну девелоперскую компанию и сильно опаздывал. Вместо того чтобы позвонить в агентство и предупредить об этом, он позвонил напрямую в компанию директору, с которым ему предстояло встретиться (это очень высокая должность), объяснил ему, кто он, на какую позицию претендует, и сообщил, что задерживается. Причем общался с директором по-турецки, поскольку тот был из Турции. Вакансия была его.
Алена Салахова из Adecco Group Russia вспоминает, как подобным же образом человек очаровал работодателя своим французским. Александр Абрамкин, директор по развитию бизнеса Staffwell, рассказывает, как кандидат, разочаровавшись в собеседованиях с рекрутерами, проанализировал проблемы конкретной компании, нашел ряд маркетинговых ошибок и, обманув секретаря, встретился с генеральным директором. Объяснил проблему, предложил ее решение, а в ответ получил предложение приступить к работе уже на следующий день.
Правда, чем крупнее компания-работодатель и чем больше в ней уровней иерархии, тем выше вероятность, что попытка выйти на больших боссов не сработает. «Некоторые кандидаты приносят свое резюме в компанию лично топ-менеджеру и сразу же пытаются договориться о встрече, считая, что таким образом повысят свои шансы на трудоустройство, но это может иметь обратный эффект», – предостерегает Люк Джонс, партнер рекрутинговой компании Antal Russia. По его словам, работодатели, как правило, негативно относятся к чересчур инициативным соискателям и могут воспринять некоторые действия кандидатов скорее как навязчивость, а не как похвальную настойчивость.
Независимый и разбитной
Иногда сами работодатели стараются поставить кандидатов в нестандартные ситуации, дабы те проявили нужные качества характера. Например, чувство собственного достоинства и независимость. Так, одна девушка претендовала на высокую позицию в финансовом отделе крупной компании, вспоминает старший менеджер компании Freework «Группы Анкор» Анна Берг.
Девушка явилась на встречу вовремя, заполнила все необходимые анкеты и принялась ждать генерального директора компании. Прошел, час, второй и даже третий. Девушка принципиально решила дождаться руководителя компании, но уже вовсе не с целью получить работу, а скорее наоборот, чтобы сообщить о том, как важно бережно относиться ко времени других деловых людей. Когда генеральный все же пришел, она, не стесняясь в выражениях, выразила свое негодование. На что получила крайне неожиданный ответ: «Вы приняты». Объяснил свое решение босс довольно просто: он желал видеть на той позиции волевого, независимого человека.
Или же ищутся очень общительные кандидаты. Берг приводит в пример проект по подбору кадров для одной из крупных алкогольных компаний. Клиенту нужны были коммуникабельные торговые представители, которым предстояло работать с розничными сетями и магазинами, рассказывает Берг. И одним из критериев HR-менеджеры сочли умение рассказывать матерные анекдоты. Из группы из 15 претендентов справились всего лишь двое. Их и приняли на работу.
«В условиях жесткой конкуренции на рынке, где правит работодатель, очень важно выделиться среди огромного количества соискателей, – считает Филиппова из Cornerstone. – Порой профессиональные компетенции, если только вы не признанная звезда, за которой идет охота, отходят на второй план, уступая смекалке, смелости, неординарности, готовности к компромиссам. Зачастую в борьбе участвуют только сильные претенденты на должность, поэтому навыки самопрезентации сейчас могут помочь больше, чем опыт или образование».